Шопен. Фантазия-экспромт до-диез минор

Fantaisie-Impromptu, Op. posth. 66

Композитор
Год создания
1834
Жанр
Страна
Польша
Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

К 1834 году относится возникновение ряда пьес Шопена: Andante spianato к полонезу ор. 22, прелюдии As-dur, фантазии-экспромта ор. 66, Cantabile B-dur. Из них первое было опубликовано вместе с полонезом в 1836 году, а остальные только после смерти Шопена.

Andante spianato — поэтичная и нежная картинка природы. Влияние чистых, прозрачных образов этого Andante оказалось сильным и далеким (нечто родственное мы чувствуем и в пьесе „На Валленштадтском озере" Листа, и в антракте к третьему действию „Кармен" Бизе). Но музыка Шопена отмечена неповторимыми чертами польского своеобразия.

Прелюдия As-dur (посвящена П. Вольфу, найдена и опубликована в 1918 году) также передает живые, светлые впечатления природы. Быть может, она наиболее любопытна тем, что тут уже намечен образ короткого, но страстного порыва восторга, который нашел позднее несравненное воплощение в прелюдии ор. 28 № 1.

Фантазию-экспромт сам Шопен не предполагал публиковать. Эта пьеса была опубликована Ю. Фонтаной в 1855 году; он же предпослал названию „экспромта" название „фантазии". Произведение, к которому автор был так строг, не только превосходно по вдохновению, но и весьма симптоматично исторически. (Любопытно, кстати сказать, сравнить его гибкие, изящно пластичные линии со сходными по контурам, но сухими, ремесленными линиями экспромта Мошелеса, который именно тогда стал Шопену известным.)

Многие особенности обращают на себя внимание. Это, например, оживление звучности при посредстве сливающейся полиритмии (четыре ноты против трех в первой части) (Аналогии см. в прелюдии fis-moll и этюде f-moll без опуса. Подобная колористическая полиритмия стала впоследствии звукописной по существу (см., например, конец Второй симфонии Бородина и конец «Моря» Дебюсси)..) и ясно выраженные тенденции монотематизма — черты исторически многообещающие. Но наиболее яркий момент экспромта — классически ясное развитие мелодических обыгрываний в первой части. Напрашивается сравнение с „лунной" сонатой Бетховена. Там простые, „аскетические" разбитые трезвучия, здесь все мелодизировано и детализировано обыгрываниями. Это нагляднейший пример „перехода" от Бетховена к Шопену, от мелоса аккордовых тонов к мелосу романтического орнамента. Пример тем более нагляден, поскольку перед кодой финала „лунной" мы находим пассаж, идентичный пассажу такта 8 экспромта.

Cantabile B-dur (опубликовано в 1925 году) — миниатюрный „листок из альбома", отмеченный, однако, рядом шопеновских гармонических тонкостей, оттеняющих изящество его мелодии.

Ю. Кремлев

реклама

Словарные статьи

Фантазия 12.01.2011 в 18:43
Экспромт 12.01.2011 в 18:42

рекомендуем

смотрите также

Брамс. Соната для скрипки и фортепиано No. 3 Камерные и инструментальные
Шуберт. Соната «Арпеджионе» Камерные и инструментальные
Бетховен. Струнный квартет No. 5 Камерные и инструментальные
Брукнер. Симфония No. 8 Симфонические
Свиридов. «Весенняя кантата» Вокально-симфонические

Реклама