Луи Вьерн. Симфония No. 1 для органа

Композитор
Год создания
1898
Жанр
Страна
Франция
Луи Виктор Жюль Вьерн

XIX столетие было богато творцами, в жизни которых исполнительство и создание музыки шли рука об руку. Одним из таких музыкантов был французский композитор и органист-виртуоз Луи Вьерн. С 1892 года он по приглашению своего наставника Шарля-Мари Видора стал вторым органистом в церкви Сен-Сюльпис. По воспоминаниям композитора, он был тогда «очень робок, очень неловок, дрожал от волнения в роли повелителя этой огромной машины». Но Вьерну удалось преодолеть свою робость и стать с органом «на ты». Результатом явилось создание шести органных симфоний.

Симфония № 1 для органа была написана в 1898 году. Луи Вьерну было в то время двадцать девять лет, и уже шесть лет он служил органистом в церкви. Орган, на котором он играл, справедливо считался одним из самых крупных и богатых по своим возможностям. Немецкий композитор и органист Адольф Фридрих Хессе признавал, что из всех знакомых ему инструментов этот «наиболее совершенен, гармоничен, велик и является подлинным шедевром современного органостроения». Особенности инструмента оказали влияние на органные сочинения, которые создавал Вьерн, в том числе и на Первую симфонию.

Уже в первой из шести органных симфоний, написанных Вьерном, обозначились те характерные черты музыкального языка, которые впоследствии были характерны для всех его сочинений такого рода. Композитор не обозначил для своего произведения никакой литературной программы, даже не дал программных заглавий ни симфонии в целом, ни отдельным ее частям, однако некое подобие развертывания сюжета ощущается в самой ее музыке. Но речь идет о сюжетности особого рода – она обобщённа и позволяет представить множество литературных сюжетов, каждый из которых будет соответствовать музыкальному содержанию, но ни один из таких возможных сюжетов не окажется единственно верным (в таком же духе музыковед Лев Абрамович Мазель говорил об обобщенной музыкальной сюжетности применительно к сочинениям другого композитора и исполнителя-виртуоза – Фредерика Шопена).

Жанр органной симфонии с самого начала ее существования отличался многими чертами от симфонии оркестровой, эти особенности встречаются и в произведениях Вьерна. В Симфонии № 1 не четыре части (как это было характерно для оркестровых симфоний), а шесть: Прелюдия, Фуга, Пастораль, Allegro vivace, Andante, Финал. Они объединены сквозным развитием главной темы. Монотематизм в Симфонии № 1 еще не играет такой определяющей роли в построении формы, как в последующих органных симфониях Вьерна, однако его черты уже проявляются: главная тема, впервые представленная в прелюдии, затем возникает в Пасторали, Andante, а затем и в заключительной части, отмечая своим появлением очередной этап музыкально-образного развития. Его общее направление можно определить как «от мрака к свету».

Первая часть – Прелюдия – играет роль пролога к драме. В ней господствуют интонации мольбы и вопроса, который остается без ответа – и это настраивает на трагический лад. Множество хроматических ходов роднит Прелюдию с органными сочинениями Сезара Франка. Бурное развитие подводит к кульминации, за которой следует музыкально-риторическая фигура – «мотив креста». В дальнейшем главная тема мрачно звучит в низком регистре на фоне фигураций, напоминающих погребальный колокольный звон. За последующей развернутой каденцией следует хорал.

Вторая часть – Фуга – примечательна тем, что это единственный пример появления данной формы в органных симфониях Вьерна. В регистровке этой фуги есть нечто от органных произведений Иоганна Себастьяна Баха, а использование штриха стаккато придает оттенок танцевальности. Связь с великим предшественником ощущается и в теме, интонационно перекликающейся с органной Прелюдией и фугой до минор Баха.

Третья часть – Пастораль – тоже единственная в своем роде: в последующих пяти органных симфониях Вьерна ни одна часть не названа Пасторалью, хотя пасторальные образы присутствуют в некоторых из них. Главная тема из первой части в Пасторали первоначально излагается одноголосно, в низкой тесситуре, а регистровка придает ей оттенок призрачности. Музыкальная ткань постепенно уплотняется, наполняясь новыми голосами.

Часть четвертая – Allegro vivace – представляет собою скерцо с фантастическим оттенком. Крайним разделам свойственна некоторая ироничность, им контрастирует напевный средний раздел.

Финал по стилю представляет собою токкату. Он носит просветленный характер – фон, на котором излагается тема, напоминает колокольный звон, но не мрачный, как в первой части, а ликующий. Так же радостно звучит тема из Пасторали, использованная здесь в качестве побочной партии.

Часть пятая – Andante – удивительно поэтична и трепетна. Появление еще одной (наряду с Пасторалью) медленной части в органной симфонии одновременно и придает симметрию ее построению, и усиливает лирическое начало в ней.

Симфония № 1 для органа Луи Вьерна была впервые издана в 1899 году. Несколько позднее композитор сделал переложение ее заключительной части для оркестра.

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Реквием Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама