Гавриил Попов. Септет (Камерная симфония)

Композитор
Год создания
1927
Жанр
Страна
СССР
Гавриил Николаевич Попов

В 1927 г. Гавриил Николаевич Попов завершил обучение в Ленинградской консерватории. Путь к этому был долгим и непростым – композитор не сразу осознал свое предназначение, до поступления в консерваторию он учился на архитектора, однажды он был отчислен из консерватории, и его наставнику Владимиру Владимировичу Щербачеву с большим трудом удалось добиться его восстановления – и вот, наконец, настала выпускная пора. Какое сочинение представил Попов в качестве дипломной работы?

Это было поистине необычное произведение. Композитор создал не симфонию, не ораторию, он отдал предпочтение камерному ансамблю – Септету для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса. Но это четырехчастное камерное сочинение настолько масштабно, что при переиздании Септета, осуществленном много лет спустя – в 1971 г. – композитор счел возможным назвать его «камерной симфонией».

В отличие от струнного квартета, септет не имеет устоявшегося инструментального состава, освященного традицией – и это предоставляет композитору свободу выбора. Создание камерных ансамблевых сочинений, исполнительский состав которых полностью определяется замыслом автора, не было чем-то принципиально новым – достаточно вспомнить, например, произведения Игоря Федоровича Стравинского или сочинение Щербачева – Нонет для двух скрипок, альта, виолончели, арфы, флейты, голоса и танцора (примечательно, что Септет Попов посвятил своему наставнику, а сочетание тембров в начале произведения очень похоже на Нонет Щербачева).

В условиях камерного ансамбля композитор стремился к максимальному тембровому разнообразию (примечательно, что изначально произведение было им задумано как секстет, однако в процессе репетиций он пришел к выводу, что басовую линию необходимо сделать более глубокой, и с этой целью был добавлен еще один инструмент – контрабас. Один из способов достижения тембрового разнообразия – применение различных приемов звукоизвлечения каждым из участников ансамбля (например, в начале произведения струнные инструменты с сурдинами исполняют флажолеты, воспроизводя таинственную, фантастическую атмосферу).

Создавая Септет, молодой композитор ориентировался на романтическую традицию (в частности, на камерный симфонизм Петра Ильича Чайковского), вместе с тем в произведении проявилось влияние композиторов-современников – не только Щербачева, но и Игоря Федоровича Стравинского, Арнольда Шёнберга, Пауля Хиндемита, Антона Веберна (с творчеством этих композиторов Гавриил Николаевич был хорошо знаком – в пору обучения в консерватории он очень внимательно изучал их произведения). Несмотря на очевидность этих влияний, менее всего Септет напоминает ученическое подражание – композиторская индивидуальность Гавриила Попова проявилась в нем в полной мере.

Одна из главных особенностей Септета – мелодизированная фактура. Выразительные мелодические голоса, которыми насыщена музыкальная ткань, имеют «вокальную» природу, в их напевности очевидно родство с русской песней. Эту особенность произведения Попова высоко оценил Борис Александрович Асафьев, отмечавший, что в Септете «каждый голос одушевляется как личность». Такой тип полифонии Асафьев противопоставлял «прежней полифонии, в которой чаще всего доминировала соподчиненность голосов», а не «индивидуально-интонационное раскрытие мысли каждым участником». Критик усматривал в Септете Попова «ансамбль нового качества», родившийся «естественно и непроизвольно из внутренней потребности и тяготения к мелосу». Из мелодических интонаций вырастают в Септете все составляющие – и ладогармонический строй, и метроритмические сочетания, и музыкальная форма.

Септет имеет четырехчастную структуру, но она не следует классическому строению сонатно-симфонического цикла. Произведение начинается с медленной части – Moderato cantabile, имеющей характер лаконичной прелюдии, обрисовывающей основные тематические «тезисы» и намечающей пути их дальнейшего развития. Вторая часть – Scherzo. Allegro, в ней получают развитие музыкальные образы, намеченные в первой части – но это не столько сонатное allegro, сколько предвосхищение такового. В нем преобладает отрывистый штрих стаккато, а основным источником тематизма является возглас трубы из первой части. Медленная третья часть – Largo – проистекает из интонаций флейтового соло, появившегося в первой части. Музыкальное развитие септета в целом направляется к энергичной четвертой части – Finale. Allegro energico, сочетающей в цикле функции собственно финала и сонатного allegro.

Премьера Септета Гавриила Попова состоялась в 1927 г. в Москве. Произведение имело большой успех и впоследствии стало одним из самых известных творений композитора, исполняемых чаще, чем многие другие его сочинения. Такая судьба Септета особенно примечательна, если учесть, что композитор создал его в начале своего творческого пути.

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Струнный квартет No. 3 Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Септет 12.01.2011 в 14:48

рекомендуем

смотрите также

Реклама