Музыкальная жизнь Парижа

Категории словаря

Париж (фр. Paris) — столица Франции, один из крупнейших культурных центров Европы. Уже в 12 в. при монастырях и церквах Парижа стали возникать школы (метризы), где особое внимание уделялось обучению музыке. Музыкальная жизнь сосредоточивалась в крупных соборах: Нотр-Дам, где сформировалась первая европейская школа хоровой полифонии — Парижская, или Нотр-Дамская (среди её основателей — Перотин и Леонин), Сент-Шапель, Сен-Северен, Сен-Виктуор, Сент-Женевьев и др. В 1315 при университете был основан «Коллеж де Навар», ставший центром обучения иск-вам, в первую очередь музыке. В ср. века в Париже ставились мистерии и литургич. драмы. Эти представления осуществлялись «Братством страстей господних», которое в 1402 получило монополию на постановку мистерий.

В Париж работали многие крупные музыканты — Й. де Грохео, Иероним Моравский, Филипп де Витри, Арнуль Гребан и др. На службе у франц. королей находилось большое число музыкантов. Сложилась постоянная придворная капелла (уже в 14 в. включала многочисл. исполнителей). Осн. церемонии проходили в соборе Нотр-Дам. Большое место в них отводилось музыке.

С середины 15 в. в празднествах при дворе участвовала наряду с церк. музыкантами придв. капелла. Собственные капеллы содержали также нек-рые богатые горожане. В 16 в. музыкальная жизнь Парижа претерпела значит. изменения в связи с окончательным переводом королевского двора в Лувр. Укрепилась роль придворной капеллы. «Музыка короля» первоначально состояла из двух оркестров — «Камера» (лютнисты, корнетисты, трубачи и барабанщики) и «Большая конюшня» (скрипачи, гобоисты, флейтисты; позднее скрипачи были переданы в «Камеру», образовав внутри этого оркестра т.н. 24 скрипки короля).

Новые веяния в области музыкального театра пришли из Италии. В 1581 итальянец Б. Бальтазарини пост. в Лувре «Комедийный балет королевы» на музыку Ж. де Болье и Ж. Сальмона — первый франц. балет. Была создана придв. балетная труппа (ballet du cour), представления к-рой отличались пышностью; в этих спектаклях объединялись элементы драмы, пения, инстр. музыки и танца. Среди корол. музыкантов выделялись А. де Риппе, Я. Аркадельт, К. де Сермизи; нек-рое время при дворе работал О. Лассо.

Соборы Сент-Шапель и Нотр-Дам привлекали крупных музыкантов. Нередко певцы обеих церквей выступали совместно и участвовали в богослужениях и процессиях. Ослабевало значение ун-та как центра музыкального образования, хотя в нём учились К. Жанекен, К. Гудимель и др.; существовала лютневая школа (открыта в 1530 О. Фине), издавались музыкальные труды.

В Париже возникли новые центры музыкального образования. В 1570 Ж. Тибо де Курвиль и Ж. А. Баиф основали Академию поэзии и музыки (существовала до 1584), членами к-рой могли стать как проф. музыканты, так и любители (принимались и иностранцы). Академия устраивала концерты (в доме Баифа). Особо культивировались пение и игра на лире. В статусе академии не было предусмотрено систематич. обучение музыке, однако крупные мастера, в т. ч. Тибо де Курвиль, певец Ж. де Болье, К. Ле Жен, Ж. Модюи, давали уроки пения и игры на музыкальных инструментах.

Заметная роль в музыкальной жизни Парижа принадлежала Корпорации королевских музыкантов (Roi des joueurs d’instruments). Известны имена более 500 музыкантов, входивших в неё. С 1581 из их числа назначался специальный музыкальный управляющий. Парижские музыканты объединялись в два братства — Сен-Жюльен (парижское отделение Корпорации корол. музыкантов), члены к-рого играли во время всевозможных церемоний, торжественных вечеров, в домах знатных горожан, и Сент-Сесиль, объединявшее музыкантов, участвовавших в процессиях. Существ. роль принадлежала аристократич. салонам, среди к-рых выделялся салон графини де Рец, где выступали мн. выдающиеся музыканты того времени.

В 16 в. Париж становится одним из центров нотоиздательского дела и изготовления музыкальных инструментов. В 1528 П. Аттеньян совм. с П. Отеном основал музыкальное изд-во (существовало до 1557). Во 2-й пол. 16 в. выделялась фирма Р. Баллара и А. Ле Руа (осн. в 1551, впоследствии её возглавляли сыновья и внуки Баллара), игравшая ведущую роль в нотоиздательском деле вплоть до кон. 18 в. В сер. 16 в. начали объединяться в цехи инстр. мастера, создавшие в 1599 собств. корпорацию. Среди крупнейших мастеров и торговцев музыкальными инструментами были К. и Р. Дени, П. Обри.

В 17 в. в связи с дальнейшим укреплением королевской власти усилилось влияние двора на культурную жизнь Парижа. При дворе проводились многочисл. музыкальные вечера, спектакли, празднества. Ведущая роль в них принадлежала «Музыке короля», к-рая к царствованию Людовика XIV состояла из 3 групп: «Камера», включавшая 2 оркестра — «Большой, или 24 скрипки короля» (постоянно находился в Париже) и «Малый, или 16 скрипок короля» (сопровождал короля в путешествиях); «Капелла» (объединяла вокалистов); «Большая конюшня» (оркестр охотничьей дух. музыки). С 1653 «Музыку короля» возглавлял Ж. Б. Люлли, который расширил составы этих групп, объединил «Камеру» с «Капеллой».

Среди музыкальных развлечений главными оставались представления придворного балета. Спектакли давались в Луврском дворце, в Арсенале, в т-ре «Пале-Кардиналь» (открыт в 1641, с 1642 — «Пале-Руаяль»).

В середины 17 в. при дворе усилились итальянские влияния. Насаждению итал. театр. традиций способствовал кардинал Мазарини, к-рый привлёк в Париж композиторов и оперные труппы из Рима, Венеции, Болоньи, познакомившие франц. публику с новым для неё жанром оперы. Первая итал. опера, исполненная во Франции, — «Орфей и Эвридика» Л. Росси (1647). Царствование Людовика XIV отмечено необычайной пышностью придворной жизни, стремлением парижского двора и феодальной аристократии к роскоши и развлечениям.

В Париже возникали разнообразные формы музыкального т-ра, культивировавшие преим. мифологич. или аллегорич. представления в духе классицизма. Ведущими жанрами становятся пастораль, состоявшая из музыкальных интермедий, комедия-балет (авторами этих спектаклей были Люлли и Ж. Б. Мольер), опера-балет, классич. тип к-рой создан Люлли. В 1653–87 Люлли возглавлял практически всю музыкальная жизнь Парижа. Наиболее значит. спектакли ставились в специально воздвигнутом в Тюильри т-ре (открыт в 1660 оперой «Ксеркс» Кавалли). В 1661 была осн. «Корол. академия танца» во главе с П. Бошаном (существовала до 1670).

В 1669 комп. Р. Камбер и поэт П. Перрен получили патент на организацию постоянного оперного т-ра, к-рый открылся в 1671 (оперой «Помона» Камбера и Перрена) под назв. «Королевская академия музыки». С 1672 т-р возглавлял Люлли, получивший монополию на оперные пост. во Франции. Спектакли давались в разл. помещениях, в т. ч. в т-ре «Пале-Руаяль». Интенсивной была музыкальная жизнь и вне двора. Собств. капеллы содержали влиятельные вельможи и богатые горожане. В их домах ставились спектакли (в 1639 кардинал Ришельё устроил балетный спектакль в честь рождения Людовика XIV, повторенный затем в Ратуше). Комические оперы в нар. духе давались на ярмарках (в предместьях Сен-Жермен, Сен-Лоран и др.).

В Париже развивалась также концертная жизнь, однако в 17 в. она была привилегией избранных. Популярностью пользовались пьесы для инстр. ансамблей, лютневая музыка, вок. арии. В придв. концертах, а также на вечерах в доме Мазарини выступали певцы М. де Ламбер, С. Ле Камю, Ж. Б. Боссе, Б. де Басильи, Л. де Молье, Ф. де Шанси, Ж. де Камбефор и др. Домашние концерты устраивали: придв. музыкант Людовика XIV Ж. Шампион де Шамбоньер (основал L’assemblйe des honnestes curieux), лютнист Ж. Галло-младший, виолист А. Форкре, гитарист Р. Медар и др. Итал. музыка звучала гл. обр. в соборах, где зачастую работали крупные музыканты из Италии, преим. певцы, виолисты (позже — скрипачи), органисты, чембалисты.

После переселения короля в Версаль (1682) и смерти Люлли (1687) влияние двора стало ослабевать. Усилилось противоборство между придв. и гор. культурами, всё большее значение приобретали новые музыкальные очаги, менее зависимые от двора и культивировавшие более демократич. формы музицирования.

В 18 в. в центре музыкальной жизни оставался театр. В 30-60-х гг. в придв. опере — «Корол. академии музыки» ведущее положение занял Ж. Ф. Рамо, что вызвало борьбу «люллистов» и «рамистов». В 50-х гг. в Парижt развернулась острая полемика по вопросам оперного иск-ва между сторонниками (буржуазно-демократич. круги) и противниками (представители аристократии) итал. оперы-буффа — т.н. «война буффонов» (возникла в связи с приездом в Париж в 1752 итал. оперной труппы, поставившей ряд опер-буффа, в т. ч. «Служанку-госпожу» Перголези).

Сторонников оперы-буффа поддерживали энциклопедисты — Д. Дидро, Ж. Л. Д’Аламбер и прежде всего Ж. Ж. Руссо, деятельность к-рых способствовала формированию новой оперной эстетики. В Париж были пост. первая франц. комич. опера «Деревенский колдун» Руссо (1752), а также оперы Э. Дуни, Ф. Филидора, П. А. Монсиньи и др. Ведущим жанром становится комическая опера. Благодаря своему демократизму она пользовалась всё большим успехом, спектакли посещались и широкой публикой. Комические оперы (франц. и итал.) ставились в т-ре «Опера комик» (осн. в 1715, своё наименование получил в 1801).

В 70-х гг. произошли коренные изменения в репертуаре «Корол. академии музыки». Пост. в Париже опер К. В. Глюка «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779) обострила борьбу музыкальных направлений. Против Глюка выступали и приверженцы старой французской, и сторонники итал. оперы, противопоставлявшие ему традиционное творчество Н. Пиччинни. Борьба «глюкистов» и «пиччиннистов» (победил Глюк), отразившая глубокие идеологич. сдвиги во Франции 2-й пол. 18 в., продолжалась вплоть до Великой франц. революции. В 18 в. на сцене «Корол. академии музыки» выступали певцы М. С. Арну, Р. Л. Дюгазон, Ж. Б. Мартен и др.; балерины М. А. Камарго, M. M. Гимар; танцовщик и балетм. Ж. Ж. Новер и др.

В 18 в. в связи с ростом влияния буржуазии изменился характер конц. жизни. Постепенно концерты вышли за рамки аристократич. салонов. В 1725 А. Даникан-Филидор организовал регулярные публичные «Духовные концерты» (проходили в Швейцарском зале дворца Тюильри свыше 60 лет). С 1769 с «Духовными концертами» начало конкурировать об-во «Концерты любителей» (осн. Ф. Ж. Госсеком), преемником которого в 1780 стало об-во «Концерты Олимпийской ложи» (по его заказу писали мн. композиторы, в т. ч. Й. Гайдн). Более замкнутый характер носили вечера об-ва «Дети Аполлона» и «Об-ва концертов-соревнований» (Sociйtй du concert d’йmulation), где музицировали профессионалы и аристократы-любители. С 1769 давались благотворит. концерты в Галерее королевы (Galerie de la reine). «Корол. академия музыки» также устраивала ежегодные циклы концертов в Тюильрийском саду. Заметная роль принадлежала и концертам, проводившимся по частной инициативе. Ещё в 1724 мадам де При основала Итальянские концерты (давались дважды в неделю в одном из залов Лувра), под покровительством принца Конти образовалось об-во «Мелофилетов», объединявшее любителей музыки.

Многие придворные содержали музыкантов и даже оркестры, заказывали соч. крупным композиторам (В. А. Моцарт написал по заказу герцога де Гинеса для него и его дочери концерт для фп. и арфы). В частных салонах выступали Ф. Куперен, Рамо, Я. Стамиц, Госсек. Так, напр., Госсек был в 1754–62 капельмейстером у генерального откупщика Ла Пуплиньера, концерты в доме к-рого считались лучшими в городе. В 70-х гг. зародилась традиция проведения спектаклей, концертов и фестивалей в крупнейших садах и парках, доступных для широкой публики. Центрами духовной музыки по-прежнему оставались соборы Нотр-Дам и Сент-Шапель, а также церкви Сен-Круа-де ла Бретонри, Сен-Поль, Сен-Сюльпис, Сен-Жерве, где сформировалась традиция франц. органной школы.

В 18 в. Париж стал одним из крупных очагов европейской музыкально-теоретической мысли и музыкального образования. Здесь выходили энциклопедии (в т. ч. «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», т. 1–35, 1751–80, в к-рой помещены мн. статьи Руссо о музыке), а также учебники, словари, теоретич. труды. В 1713 была открыта Школа танца и инстр. иск-ва (первонач. назв. «Магазин» — букв. «склад», по зданию, где она располагалась). В 1784 Госсек создал при «Корол. академии музыки» Корол. школу пения и декламации.

Великая французская революция способствовала демократизации всех форм музыкальной жизни, большое место заняли массовые жанры, в т. ч. марши и песни (среди их создателей — Э. Мегюль, Госсек, Ж. Ф. Лесюэр). При штурме и взятии нар. массами дворца Тюильри 10 авг. 1792 как символ революц. борьбы звучала «Марсельеза» (создана К. Ж. Руже де Лилем, через марсельских добровольцев попала в Париж). Т-ры были переданы в распоряжение гор. властей, а позже — правительственных чиновников. Возникли новые труппы, репертуар к-рых отличался демократич. направленностью. Вместо пышных придв. церемоний устраивались массовые празднества (на больших площадях), важной составной частью к-рых была музыка; в них участвовали сотни певцов и музыкантов, нередко звучали революц. песни. Появились новые жанры и в т-ре. На сцене «Корол. академии музыки» ставились спектакли-апофеозы, агитац. оперы с использованием больших хор. масс («Республиканская избранница, или Праздник разума» Гретри, 1794; «Триумф республики, или Лагерь при Гранпре» Госсека, 1793), а также «оперы спасения», окрашенные романтикой революц. борьбы против тирании («Лодоиска» и «Водовоз» Керубини, 1791 и 1800; «Пещера» Лесюэра, 1793). Революц. преобразования коснулись и системы музыкального образования. Были упразднены церк. школы (метризы); созданная в 1792 музыкальная школа Национальной гвардии слилась в 1793 с Королевской школой пения и декламации, образовав Национальный музыкальный институт (с 1795 — Консерватория музыки и декламации). Париж становится важнейшим центром музыкального образования.

В 19 в. возникали разл. формы музыкальной жизни, отвечавшие новым социальным условиям. По-прежнему большой обществ. резонанс имели оперные спектакли. Париж наряду с крупными итал. городами на протяжении большей части 19 в. был центром европ. оперного искусства. «Корол. академия музыки» неоднократно меняла своё местопребывание (в 1821–73 — в зале на улице Пельтье — «Саль де ла рю Ле Пельтье») и название (в т. ч. в 1804–14 — «Имп. академия музыки», в 1815–71 — «Корол. академия музыки и танца», в 1871–75 — «Нац. академия музыки и танца»; с 1831 было введено гос. управление т-ром и установлена дотация; с 1875 спектакли проходят в здании, построенном по проекту арх. Ш. Гарнье, т-р стал называться «Гранд-Опера»).

Спектакли отличались высоким исполнительским уровнем. Среди руководителей т-ра были видные музыканты — Р. Крейцер, Ф. Хабенек, Ш. Ламурё, Э. Колонн, П. Видаль. На его сцене выступали известные певцы — Ж. Л. Дюпре, Ж. Л. Лассаль, В. Морель, Ж. Ф. Дельмас, Э. и Я. Решке; певицы — П. Виардо, М. Малибран, Д. Aртo, А. Патти; танцовщицы — М. Тальони, Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито; танцовщики и балетмейстеры — Ф. Тальони, М. Коралли, Ж. Перро, А. Сен-Леон и др. Основу репертуара в 1-й пол. 19 в. составляли романтич. оперы Ф. Обера, Ф. Галеви, А. Буальдьё, Ф. Герольда.

Сложился жанр большой оперы, крупнейшим представителем к-рого был Дж. Мейербер. В 30-е гг. 19 в. упрочилась слава Парижа как мирового музыкального центра, привлекавшего крупнейших музыкантов из др. стран. Здесь работали Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, впервые ставились мн. их произв. Во 2-й пол. 19 в. репертуар «Гранд-Опера» обновляется, однако ему была свойственна известная консервативность. Иной характер носила деятельность более демократичного т-ра «Опера комик» (т-р также неоднократно менял своё местопребывание, с 1898 находится в т.н. «третьем зале Фавар», специально выстроенном по проекту арх. Л. С. Берине). Этот т-р способствовал развитию нац. иск-ва.

Здесь состоялись премьеры мн. произв. Обера, Герольда, А. Адана, Ф. Давида, Ф. Флотова, Ж. Массне, Ш. Гуно, А. Тома, Ж. Бизе, К. Сен-Санса, Л. Делиба, Э. Лало, Ж. Оффенбаха, а в нач. 20 в. — К. Дебюсси, П. Дюка, Г. Шарпантье. Картину музыкально-театральной жизни дополняли небольшие труппы, в отдельные периоды успешно конкурировавшие с осн. т-рами. В их числе — Франц. т-р оперы-буффа (преобразованный из «Театра Месьё»), Итальянская опера, сыгравшая важную роль в пропаганде творчества Россини (в 1824 он возглавлял труппу т-ра), а позже Дж. Верди. В 1851 был создан «Театр лирик». На его сцене ставились мн. оперы Гуно, в творчестве к-рого получил наиболее совершенное воплощение жанр лирической оперы. Здесь впервые в Париже прозвучало немало новых опер, в т. ч. «Троянцы» Берлиоза, «Искатели жемчуга» Бизе, «Риголетто» и «Травиата» Верди. Оперные спектакли шли также на сцене драм. т-ров, в т. ч. т-ра «Одеон» (осн. в 1808; в разные годы его руководителями были Г. Спонтини, Ф. Паэр).

Годы Второй империи (1852–70) отмечены увлечением кафе-концертами, театр. ревю, иск-вом шансонье, возникали многочисл. т-ры лёгких жанров, где ставились оперетты, водевили, фарсы. Среди создателей жанра оперетты — Оффенбах, Ш. Лекок, Ф. Эрве. Были открыты т-ры «Буфф-Паризьен» (1855, его основатель и рук. до 1866 Оффенбах, к-рый возглавлял в 1872–76 т-р «Гетй»), «Дежозе» (1859), «Фоли драматик» (1862), «Фоли бержер» (1872; позже стал мюзик-холлом).

По интенсивности и разнообразию конц. жизни Париж в 19 в. занимал одно из первых мест в Европе. Наряду с франц. музыкантами здесь выступали иностр. виртуозы (в основном в аристократич. салонах и кружках). С Парижем связана творческая деятельность Ф. Листа (30- 40-е гг.) и Ф. Шопена, здесь концертировали Н. Паганини, А. Вьётан, Ф. Калькбреннер, З. Тальберг, и мн. др. музыканты. Ряд старых конц. об-в, в т. ч. «Духовные концерты», распался в период революции и правления Наполеона, уступив место более демократич. и часто коммерч. начинаниям. Возникли первоклассные симф. оркестры.

В 1828 Ф. Хабенек основал «Об-во концертов Парижской консерватории», где выступали не только известные проф. музыканты, но и студенты. Концерты проходили в зале на Меню-Плезир, позже в «Театре Елисейских полей» (открыт в 1913); разнообразные программы включали симф., камерную музыку. В 1851 Ж. Падлу организовал «Об-во молодых артистов консерватории», также проводившее общедоступные циклы концертов классич. музыки (в зале А. Герца); в 1861 на основе этого об-ва возникли «Нар. концерты классич. музыки» (существовали до 1884; возобновлены Падлу в 1886–87; с 1920 возрождены дирижёром Рене-Батоном как «Ассоциация концертов Падлу», дающая воскресные концерты).

В 1873 по инициативе издателя Ж. Хартмана было создано ещё одно значит. конц. об-во — «Нац. концерты» (с 1874 — «Концерты Шатле», затем «Концерты Колонна», по имени их первого дирижёра Э. Колонна). Это об-во и его оркестр сыграли значит. роль в пропаганде франц. музыки, особенно соч. Г. Берлиоза и С. Франка. В «Концертах Колонна» дирижировали Р. Штраус, X. Рихтер, Ф. Мотль, А. Никиш, Э. Григ, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков. В том же 1873 по инициативе дирижёра Ш. Ламурё осн. «Об-во священной гармонии» (Societe de l’Harmonie sacree), в концертах к-рого впервые прозвучал в Париже ряд монументальных произв. И. С. Баха и Г. Ф. Генделя (в 1881 преобразовано в «Об-во новых концертов», с 1897, после объединения с «Концертами оперы», руководимыми К. Шевилларом, — в «Концерты Ламурё»).

Существ. роль на протяжении 19 в. играли также об-ва: «Концерты Валентино» (1837–41), «Духовные концерты в Сорбонне» (1898–1914) и др. Камерную музыку пропагандировали «Об-во духовых инструментов» (Sociйtй des Instruments, а vent), «Совр. об-во струн. инструментов» (1895), «Классич. об-во», созданное на базе квартета Э. Лало (осн. в 1855), «Ассоциация камерной музыки», созданная Ламурё.

Большую роль в обновлении и утверждении нац. традиций франц. музыки сыграло Национальное музыкальное общество (осн. в 1871 К. Сен-Сансом и Р. Бюссином при поддержке С. Франка). Значит. развитие получило и хор. исполнительство, к-рое постепенно перемещалось из церквей в конц. залы. Ещё в 1820 Ш. Сельер основал об-во духовной музыки «Сесильенс». Большую роль сыграли хоры любительского об-ва «Орфеон» (в 1835 нек-рые муж. хоры включали до 300 человек). В сер. 19 в. насчитывалось (с мно-гочисл. филиалами в провинции) более 1500 хоров (60 000 человек). Среди их руководителей — Г. Л. Вилем, Ж. Юбер, Гуно, Ф. Э. Ж. Базен, Падлу. В концертах «Об-ва вокальной религ. и классич. музыки» (Sociйtй pour la musique vocale religieuse et classique, осн. в 1843) исполнялись произв. композиторов 16–17 вв. В 1879 возникло об-во «Конкордия», специализировавшееся на исп. произв. Баха и Генделя, в 1892 — «Ассоциация певцов Сен-Жервез», пропагандировавшая музыку эпохи Ренессанса, в нач. 20 в. — Баховское (1904) и Генделевское (1908) об-ва.

В Париже расцвёл жанр шансон, нередко носивший остросоциальный критич. характер. Имена шансонье пользовались большой популярностью; одного из них — Г. Монтегюса неоднократно слушал и высоко ценил В. И. Ленин. Оживлению музыкальной жизни Парижа в кон. 19 — нач. 20 вв. способствовали всемирные выставки, сопровождавшиеся насыщенными конц. программами. К выставке 1878 был открыт зал Трокадеро, служивший (до 1937) местом спектаклей и концертов.

В нач. 20 в. большим событием в музыкальной жизни Парижа стали «Русские сезоны» (организованы в 1907 С. П. Дягилевым), познакомившие франц. публику с достижениями рус. музыки, оперного и балетного иск-ва, крупнейшими исполнителями (выступали С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский и др.).

В Париже продолжало развиваться органное иск-во. Во многих соборах города работали выдающиеся музыканты, способствовавшие развитию романтич. стиля органного исполнительства, — Сен-Санс, Франк, Ш. Турнемир и др. В ряде церквей фирма «Кавайе-Коль» установила новые и реконструировала старые органы. Органные концерты проходили также в зале Трокадеро.

На протяжении большей части 19 в. музыкальные кадры готовила по-прежнему консерватория, к-рую возглавляли крупные музыканты — Ф. Перн, Л. Керубини, Ф. Обер, А. Тома, Т. Ф. К. Дюбуа, К. Дальвенкур. Среди частных уч. заведений выделялись школа Нидермейера, готовившая композиторов и органистов (открыта в 1853 на основе реорганизованного Ин-та церк. музыки, созданного в 1817 А. Э. Шороном), крупное уч. заведение консерваторского типа «Схола канторум» (осн. в 1894 по инициативе В. д’Энди, к-рый был её директором в течение мн. лет, Ш. Борда и А. Гильмана).

Музыкальная жизнь города широко освещалась в прессе: мн. ведущие газеты имели постоянный музыкальный раздел. В Париже были сосредоточены издательские фирмы (Косталла, Амель, Дюран, Эшиг, Лероль, Ледюк, Лемуан, Сенар и др.).

После 1-й мировой войны 1914–18 в значительной степени изменился характер музыкальной жизни Парижа. Продолжали свою деятельность конц. об-ва, возникшие в 19 в. На первый план выдвинулись разл. композиторские группы, во многом определяющие пути развития совр. музыки. Среди них — «Шестёрка», сложившаяся к 1920 (в неё входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер), аркёйская школа (творч. группа молодых музыкантов, объединившаяся в нач. 20-х гг. вокруг Э. Сати), «Молодая Франция» (возникла в 1935, манифест опубл. в 1936; среди её членов — О. Мессиан, А. Жоливе, Даниель-Лесюр, И. Бодрие).

Большое значение имело создание Народной музыкальное федерации (1936), входившей в антифаш. Нар. фронт и объединявшей в своих рядах мн. прогрессивных музыкантов Франции. Париж по-прежнему оставался местом премьер большинства произв. франц. композиторов, здесь регулярно гастролировали ведущие солисты мира. Возросла роль Парижа как мирового центра музыкального образования, в первую очередь подготовки композиторов. В консерватории, «Схола канторум», а также во вновь созданных «Эколь нормаль» (осн. в 1919 А. Корто и А. Манжо) и Амер. консерватории в Фонтенбло (осн. в 1918 Ф. Л. Казадезюсом) получали образование и совершенствовались музыканты мн. стран. В 1937 значит. событием музыкальной жизни стали мероприятия, проводившиеся в связи с очередной Всемирной выставкой, в т. ч. гастроли сов. артистов, первый во Франции Междунар. конкурс и конгресс вокалистов, открытие зала Шайо.

Во время фашистской оккупации в годы 2-й мировой войны 1939–45 музыкальная жизнь Парижа фактически замерла. Исключением явилась организация в 1943 по инициативе Ж. Тибо и М. Лонг конкурса пианистов и скрипачей (вначале — национальный, с 1946 — международный), символизировавшего протест против подавления нац. культуры.

После освобождения страны т-ры возобновили пост. опер и балетов франц. авторов, в концертах вновь зазвучали произв. отечеств. композиторов, находившиеся под запретом. Возродилась деятельность большинства прежних музыкальных учреждений, были созданы новые. Однако Париж в значит. степени утратил роль центра мировой музыкальной культуры, что объяснялось снижением художеств. уровня мн. коллективов, недостатком средств и эмиграцией ряда ведущих музыкантов. Большие трудности пережили оба музыкальных т-ра столицы — «Гранд-Опера» и «Опера комик». После войны было осуществлено организационное объединение руководства обеих трупп, предусмотренное декретом правительства от 1939. Постепенно т-р «Опера комик» терял самостоятельность, превращаясь по существу в филиал «Гранд-Опера», а в 1972 прекратил существование (с 1973 функционирует как уч. оперная студия). В 1954 в Париже был создан «Театр Наций» (его спектакли проходят в разных театр. помещениях, в т. ч. в «Театре Елисейских полей», «Театре Сары Бернар»), где выступают оперные, балетные, драм., этнографич. коллективы мн. стран. В 50-60-х гг. не отличалась активностью деятельность «Гранд-Опера» (с 40-х гг. репертуар т-ра обновлялся медленно). Лишь в 70-х гг., когда т-р после капитальной реставрации (1971–72) возобновил свою деятельность под рук. нового директора — комп. Р. Либермана, наметилась тенденция к подъёму художеств. уровня спектаклей.

Основой концертной жизни в послевоенные годы остаются прежние конц. общества, прежде всего деятельность музыкантов двух главных оркестров Парижа — Государственного симфонического оркестра Французского радио и телевидения (осн. в 1954) и Национального оркестра. В 1967 был основан Парижский оркестр под рук. Ш. Мюнша, объединивший лучших музыкантов и вскоре ставший ведущим коллективом столицы. Наряду с ними действует много конц. бюро и частных импресарио. С кон. 40-х гг. Париж стал одним из центров авангардистских течений в музыке, не пользующихся, однако, вниманием широкой аудитории. В 1948 П. Шеффер основал Группу исследований, занимавшуюся экспериментами в области электронной и конкретной музыки, в 1947 М. Охана — группу «Зодиак», в 1954 П. Булез — концерты под назв. «Domaine musicale» (в 1967–73 их возглавлял комп. Ж. Ами, в 1974 они прекратились).

В Париже проводятся: Международный конкурс пианистов и скрипачей им. М. Лонг — Ж. Тибо, конкурс пианистов им. М. Тальяферро (1957–68), конкурс пианистов им. Д. Циффры в Версале (с 1968), конкурс гитаристов (1959, с 1961 — международный; до 1963 под назв. «Интернациональный кубок гитаристов», с 1964 — Междунар. конкурс гитары Франц. радио и телевидения), конкурс исполнителей франц. вок. музыки (осн. в 1957 по инициативе певицы М. Жерар, с 1959 — международный), конкурс вокалистов им. Н. Перуджа (с 1960), конкурс арфистов и др. Значит. резонанс получили в кон. 50-х гг. Междунар. хор. олимпиады. Ежегодно проводится ряд фестивалей, среди к-рых выделяются: Осенний фестиваль, посв. классич. музыке, Парижский фестиваль музыки 20 в. (осн. в 1952 Н. Набоковым), Междунар. фестиваль танца, театр. фестивали в «Театре Наций». Центрами конц. жизни являются залы «Гаво» и «Плейель», Дома Радио, в летние месяцы — Дворец Шайо, открытые эстрады парков и садов; массовые музыкальные мероприятия проходят в «Театре Наций», Дворце конгрессов (открыт в 1975). Лёгкая музыка, и прежде всего эстр. песня, звучит в больших кабаре — «Казино де Пари», «Олимпия», «Одеон», «Фоли бержер».

В Париже сосредоточены важнейшие музыкальные науч.-исследоват. учреждения, в т. ч. Ин-т музыковедения, Ин-т по исследованию и координации акустики и музыки (осн. в 1975, возглавляет его Булез). Осн. хранилищами архивных материалов, книг о музыке, нот являются Нац. б-ка (отделение музыки создано в 1935), Б-ка и Музей музыкальных инструментов при консерватории, Б-ка оперы, этномузыкальное отделение Музея человека, Музей традиционных иск-в и др. В Париже находятся крупнейшие музыкальные ассоциации и учреждения Франции, в т. ч. Нац. музыкальный комитет Франции, Музыкальная федерация, правление об-ва «Музыкальная молодёжь Франции», Академия грампластинки им. Ш. Кро и др. Париж — резиденция Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. В Париже издаются музыкальные журналы, в т. ч. «Revue musicale» (1817–35), «Revue de musicologie» (с 1917), «Journal musical franзais» (1951–66), «Courrier musical de France» (c 1963), «Diapason» (c 1956), «Harmonie» (c 1964), «Musique en jeu» (c 1970).

Л. Г. Григорьев
Муз. энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Фактура Термины и понятия

Главы из книг

Публикации

Коллективы

Театры и фестивали

Гаво 21.09.2024 в 15:39
Гранд-Опера 12.01.2011 в 13:03
Опера Бастилии 12.01.2011 в 00:00
Опера комик 12.01.2011 в 10:40
Плейель 13.01.2012 в 15:14

рекомендуем

смотрите также

Стилизация Термины и понятия
Emboite, амбуате Балет и танец
Франк Сезар Биографии
Аккомпанемент Термины и понятия
Григ Эдвард Биографии
Брамс Иоганнес Биографии
Серенада Музыкальные жанры
Лира Термины и понятия

Реклама