Балетная труппа Парижской Оперы

Город
Париж
Год основания
1671
Тип
«Сильфида». Парижская опера. Балетмейстер П. Лакот (по Ф. Тальони)

Парижская Опера (L’Opéra de Paris, официальное название — Национальный оперный театр (Théâtre National de l’Opéra), сокращённо — Опера (L’Opéra), в русской литературе известен также под названием «Гранд-Опера») — основной оперно-балетный театр Франции. Основан в 1671 в Париже под названием Королевской академии музыки и танца, на протяжении 18 и 19 вв. несколько раз менял название. С 1875 работает в здании, построенном архитектором Ш. Гарнье.

С момента основания балетная труппа Парижской Оперы и созданная при ней в 1713 школа были самыми значительными во Франции. Здесь работали почти все знаменитые французские артисты балета и балетмейстеры, а также многие иностранцы; формировался репертуар французского балетного театра, были созданы спектакли, завоевавшие мировую известность («Сильфида», «Жизель», «Коппелия»); сложилась французская школа классического танца, получившая распространение во всех странах Европы, в т. ч. и в России.

Пережив период расцвета в эпоху романтизма, балетное искусство Парижской Оперы к концу 19 века пришло в упадок и возродилось в 20-х годах 20 века под влиянием «Русских сезонов». В наше время Парижской Оперы продолжает сохранять классическое наследие прошлых веков, уделяя в то же время значительное место постановкам видных современных хореографов из различных стран и предоставляя возможность экспериментировать молодым балетмейстерам. С этой целью при театре создана «Группа театральных исканий парижской Оперы», возглавляемая К. Карлсон (см. Французский балет).

«Адажиетто». Парижская опера. Балетмейстер О. Арайс

В репертуаре труппы: балеты классического наследия — «Сильфида», «Коппелия»; «Бабочка» Оффенбаха (все три возобновлены П. Лакотом), «Жизель» и «Спящая красавица» (оба — в редакции Алисии Алонсо), «Лебединое озеро» (в редакции В. П. Бурмейстера); балеты М. М. Фокина — «Петрушка» и «Видение розы»; Б. Ф. Нижинской — «Свадебка»; Р. Пети — «Волк» Дютийё, «Фантастическая симфония» на музыку Берлиоза, «Па-де-де» на музыку Шуберта, «Ночь просветления» на музыку Шёнберга, «Подвижность» на музыку Верди, «Нана» Констана; С. Лифаря — «Сюита в белом» на муз. Лало, «Федра» Орика, «Видения» Соге; М. Бежара — «Опус 5» на муз. Веберна, «Весна священная», «Жар-птица»; Дж. Баланчина — «Дивертисмент» на музыку Моцарта, «Кончерто-барокко» на музыку Баха, «Четыре темперамента» Хиндемита, «Чакона» на музыку Глюка, «Блудный сын», «Сонатина», «Гробница Куперена», «Цыганка», «Вальс» (все — на музыку Равеля); Дж. Роббинса — «Концерт соль мажор» на музыку Равеля, «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси; Ю. Н. Григоровича — «Иван Грозный» и «Ромео и Джульетта»; К. Макмиллана — «Песнь о земле» на музыку Малера, «Времена года» на музыку Верди; Х. Ландера — «Этюды»; О. Арайса — «Песни Малера» и «Адажиетто» на музыку Малера; балеты К. Карлсон в «Группе театральных исканий» — «Золото безумцев» на музыку Филлипса, «Безумцы из золота» и «Этот, тот и другие» Вакевича, «Ветер, вода, песок» Сёрмана, «Год лошади» Шварца.

В труппе (1980): солистки — К. де Вюльпиан, Д. Кальфуни, Ф. Клер, В. Пиолле, Н. Понтуа, К. Скуарнек, Г. Тесмар, Н. Тибон, Ф. Зюмбо; солисты — С. Атанасов, П. Бар, Ж. Гизерикс, М. Денар, Ш. Жюд, Ж. Пилетта, Ж. П. Франкетти. Худ. рук. — В. Верди (1977–80), Р. Хайтауэр (с 1980), директор школы — К. Бесси.

Балетная труппа Парижской Оперы трижды гастролировала в СССР (1958, 1969–70 и 1977).

Литература: Guest I., Le Ballet de l’Opéra de Paris, P., 1976.

Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама