Крюки, знамена, — знаки древне-русской музыкальной идеографической безлинейной нотации, один из видов невменного письма (см. Невмы). Происходят от палеовизант. невменной нотации (см. Византийская музыка). Древнейшие памятники рус. крюкового письма относятся к кон. 11 — нач. 12 вв. Отд. К. сохранили греч. названия, напр. параклит, названия др. К. русифицировались: кремасти стал крюком, тцакисма — чашкой. В нек-рых случаях греч. наименования были отнесены к иным по своему начертанию и певч. значению знакам (напр., хамила). Большинство знаков получило рус. названия, связанные с их начертанием: «палка», «стрела» и т. п. Назв. К. приводятся в т.н. азбуках (см. Азбука музыкальная), к-рые с кон. 15 в. вводились в состав певч. рукописей. К. представляют собой комбинации чёрточек, запятых и точек. Они указывали направление движения голоса, ритмич. соотношения и звуковые акценты. Запись служила мнемонич. средством при пении знакомых напевов, но по ней нельзя было спеть незнакомую мелодию. Для записи мелизматич. напевов пользовались особой, т.н. кондакарной, нотацией (см. Кондакарное пение). В рукописях 12–13 вв. крюковая (или знаменная) и кондакарная нотации часто смешиваются, в песнопениях, записанных крюками, встречаются целые участки кондакарного письма. По мере развития знаменного распева и освобождения его от визант. элементов происходили изменения и в характере нотации: часть знаков выходила из употребления и вместе с тем появлялись новые их комбинации, изменялось певч. значение нек-рых из них. Вместе с утверждением самобытных форм знаменного пения осн. фонд знаков крюковой нотации закрепляется в 15–16 вв.
В 16 и 1-й пол. 17 вв., кроме знаменного распева, культивировались путевой и демественный, к-рые записывались также крюками. Кроме того, была создана новая нотация — Казанское знамя. Д. В. Разумовский, С. В. Смоленский и В. М. Металлов различали эти нотации. По Металлову, демественная нотация создана из знаменной и путевой. В. М. Беляев, напротив, утверждал, что все эти нотации — только «различные названия одного и того же вида русской безлинейной нотации». И. Гарднер (ФРГ), изучив демественную нотацию, пришел к выводу, что путевая нотация создана из знаменной с частичным добавлением крюков, вышедших из употребления в 14–15 вв., а демественная — из знаменной и путевой. Ок. 60% знаков демественной нотации составляют крюки знаменной и путевой и лишь 40% — собственно демественной, к-рые, однако, также созданы из крюков знаменной и путевой нотаций. Казанское знамя ещё не изучено.
В 1-й пол. 17 в. была разработана система церк. согласий, на основе к-рых строился диатонич. церк. звукоряд. Каждое согласие состояло из 3 звуков, расположенных по б. секундам, весь звукоряд включал 4 согласия с интервалом м. секунды между ними. Каждая ступень звукоряда получила буквенное наименование, что послужило основой для системы киноварных помет, проставлявшихся с целью уточнения звуковысотного значения К. При этом была использована в изменённом виде зап. система гексахордов с заменой лат. назв. ступеней русскими. Осн. гексахорд обозначался начальными буквами слов: гораздо низко (ГН), низко (Н), средним гласом (С; эта буква иногда заменялась точкой, возникшей из записи буквы «С» в скорописи), мрачно (М), повыше (П) и высоко (В). При перенесении гексахорда на кварту вверх над буквами M, P, В ставилась точка, а при перенесении на кварту вниз слева от помет ГН и H проставлялся крестик (иногда вместо ГН писалось только Г с крестиком) и С заменялось буквой Ц. Кроме этой системы «степенных» помет, были введены «указательные» пометы для обозначения простейших ходов голоса. У (ударить) — ход на ступень вниз при движении четвертями, Б (борзо) — такой же ход вверх, З (закинь) — ход на две ступени вверх, Л (ломи) — скачок на терцию вверх, К (качни) — ход на ступень вниз и обратно, R (равно) — движение на одной высоте. Пометы писались слева от крюков на их уровне или несколько выше красным цветом (отсюда назв. «киноварные»).
В нек-рых источниках изобретение киноварных помет приписывается новгородскому мастеру Ивану Шайдуру.
В 60-х гг. 17 в. спец. комиссия во главе с А. Мезенцем разработала вместо киноварных помет систему тушевых (чёрных) признбков. Признбки состояли из «головок» и вертикальных чёрточек. В зависимости от графики крюка применялся тот или иной признбк. Положение признбка при крюке (справа, слева, вверху, посередине) указывало на II или III ступени, отсутствие признбков — на I ступень согласия. Система Мезенца сравнительно с системой Шайдура была более сложной и менее наглядной. С кон. 17 в. К. постепенно вытесняются пятилинейной нотацией; сохранились они только у старообрядцев.
Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Смоленский С., Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца, Казань, 1888; его же, О древнерусских певческих нотациях, СПБ, 1901; Металлов В. М., Азбука крюкового пения, М., 1899; его же, Русская симиография, М., 1912; Калашников A., Азбука церковного знаменного пения, К., 1908; Бражников М., Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева, М.-Л., 1949; его же, Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV—XVIII вв., Л., 1972; Беляев В. М., Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; Gardner J., Koschmieder E. (hrsg.), Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, Tl 1–3, Mьnch., 1963–72; Gardner J., Das Problem des altrussischen demestischen Kirchengesanges und seiner linienlosen Notation, Munch., 1967; Floros С., Universale Neumenkunde, Bd 1–3, Kassel-Wilhelmshohe, 1970..
H. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.