Крюки, знамена

Крюки, знамена, — знаки древне-русской музыкальной идеографической безлинейной нотации, один из видов невменного письма (см. Невмы). Происходят от палеовизант. невменной нотации (см. Византийская музыка). Древнейшие памятники рус. крюкового письма относятся к кон. 11 — нач. 12 вв. Отд. К. сохранили греч. названия, напр. параклит, названия др. К. русифицировались: кремасти стал крюком, тцакисма — чашкой. В нек-рых случаях греч. наименования были отнесены к иным по своему начертанию и певч. значению знакам (напр., хамила). Большинство знаков получило рус. названия, связанные с их начертанием: «палка», «стрела» и т. п. Назв. К. приводятся в т.н. азбуках (см. Азбука музыкальная), к-рые с кон. 15 в. вводились в состав певч. рукописей. К. представляют собой комбинации чёрточек, запятых и точек. Они указывали направление движения голоса, ритмич. соотношения и звуковые акценты. Запись служила мнемонич. средством при пении знакомых напевов, но по ней нельзя было спеть незнакомую мелодию. Для записи мелизматич. напевов пользовались особой, т.н. кондакарной, нотацией (см. Кондакарное пение). В рукописях 12–13 вв. крюковая (или знаменная) и кондакарная нотации часто смешиваются, в песнопениях, записанных крюками, встречаются целые участки кондакарного письма. По мере развития знаменного распева и освобождения его от визант. элементов происходили изменения и в характере нотации: часть знаков выходила из употребления и вместе с тем появлялись новые их комбинации, изменялось певч. значение нек-рых из них. Вместе с утверждением самобытных форм знаменного пения осн. фонд знаков крюковой нотации закрепляется в 15–16 вв.

В 16 и 1-й пол. 17 вв., кроме знаменного распева, культивировались путевой и демественный, к-рые записывались также крюками. Кроме того, была создана новая нотация — Казанское знамя. Д. В. Разумовский, С. В. Смоленский и В. М. Металлов различали эти нотации. По Металлову, демественная нотация создана из знаменной и путевой. В. М. Беляев, напротив, утверждал, что все эти нотации — только «различные названия одного и того же вида русской безлинейной нотации». И. Гарднер (ФРГ), изучив демественную нотацию, пришел к выводу, что путевая нотация создана из знаменной с частичным добавлением крюков, вышедших из употребления в 14–15 вв., а демественная — из знаменной и путевой. Ок. 60% знаков демественной нотации составляют крюки знаменной и путевой и лишь 40% — собственно демественной, к-рые, однако, также созданы из крюков знаменной и путевой нотаций. Казанское знамя ещё не изучено.

В 1-й пол. 17 в. была разработана система церк. согласий, на основе к-рых строился диатонич. церк. звукоряд. Каждое согласие состояло из 3 звуков, расположенных по б. секундам, весь звукоряд включал 4 согласия с интервалом м. секунды между ними. Каждая ступень звукоряда получила буквенное наименование, что послужило основой для системы киноварных помет, проставлявшихся с целью уточнения звуковысотного значения К. При этом была использована в изменённом виде зап. система гексахордов с заменой лат. назв. ступеней русскими. Осн. гексахорд обозначался начальными буквами слов: гораздо низко (ГН), низко (Н), средним гласом (С; эта буква иногда заменялась точкой, возникшей из записи буквы «С» в скорописи), мрачно (М), повыше (П) и высоко (В). При перенесении гексахорда на кварту вверх над буквами M, P, В ставилась точка, а при перенесении на кварту вниз слева от помет ГН и H проставлялся крестик (иногда вместо ГН писалось только Г с крестиком) и С заменялось буквой Ц. Кроме этой системы «степенных» помет, были введены «указательные» пометы для обозначения простейших ходов голоса. У (ударить) — ход на ступень вниз при движении четвертями, Б (борзо) — такой же ход вверх, З (закинь) — ход на две ступени вверх, Л (ломи) — скачок на терцию вверх, К (качни) — ход на ступень вниз и обратно, R (равно) — движение на одной высоте. Пометы писались слева от крюков на их уровне или несколько выше красным цветом (отсюда назв. «киноварные»).

В нек-рых источниках изобретение киноварных помет приписывается новгородскому мастеру Ивану Шайдуру.

В 60-х гг. 17 в. спец. комиссия во главе с А. Мезенцем разработала вместо киноварных помет систему тушевых (чёрных) признбков. Признбки состояли из «головок» и вертикальных чёрточек. В зависимости от графики крюка применялся тот или иной признбк. Положение признбка при крюке (справа, слева, вверху, посередине) указывало на II или III ступени, отсутствие признбков — на I ступень согласия. Система Мезенца сравнительно с системой Шайдура была более сложной и менее наглядной. С кон. 17 в. К. постепенно вытесняются пятилинейной нотацией; сохранились они только у старообрядцев.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Смоленский С., Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца, Казань, 1888; его же, О древнерусских певческих нотациях, СПБ, 1901; Металлов В. М., Азбука крюкового пения, М., 1899; его же, Русская симиография, М., 1912; Калашников A., Азбука церковного знаменного пения, К., 1908; Бражников М., Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева, М.-Л., 1949; его же, Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV—XVIII вв., Л., 1972; Беляев В. М., Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; Gardner J., Koschmieder E. (hrsg.), Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, Tl 1–3, Mьnch., 1963–72; Gardner J., Das Problem des altrussischen demestischen Kirchengesanges und seiner linienlosen Notation, Munch., 1967; Floros С., Universale Neumenkunde, Bd 1–3, Kassel-Wilhelmshohe, 1970..

H. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Дагестанская музыка Национальные культуры
Най Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Имитация Теория музыки
Allegretto, аллегретто Теория музыки
Знаменный распев Церковная музыка
Дивертисмент Музыкальные жанры и формы
En l'air, ан л’эр Балет и танец
Трёхчастная форма Теория музыки
Компьютерная музыка Термины и понятия
Флажолеты Термины и понятия
Гудок Национальные культуры
Chasse, шассе Балет и танец

Реклама