Азбука музыкальная

Азбука музыкальная — древне-русские теоретические пособия (название «азбука» стало применяться к ним только в 18 в.). Наиболее ранние из них относятся к 15 в. Входили в состав певческих книг, занимая 2–3 стр. in quarto.

Первые Азбуки музыкальные ограничивались перечнем певческих знаков — знамен (см. Знаменный распев). В 16 в. в некоторых пособиях к перечислению добавлялось «толкование знамени», состоявшее из объяснения «како поется» и распределения «по гласам» (см. Осмогласие). В Азбуке музыкальной приводились также фиты, т. е. мелодические формулы, записывавшиеся с помощью особого, «тайнозамкненного» сочетания знаков знаменной письменности. Фиты служили в качестве вокализов, помогавших развивать музыкальную память, дыхание, вырабатывать навыки исполнения широкой кантилены и фразировки. По мере увеличения количества фит (к концу 16 в.их было уже более ста) помнить их становилось всё труднее. Появилась необходимость в спец. пособиях — т. н. фитниках; в них были даны начертания фит с их названиями, приводились и слова, с которыми они чаще всего применялись в певческой практике. Позднее в фитники стали вводить «розводы», т. е. записи тех же фит обычной крюковой нотацией.

С начала 17 в.в теоретич. пособиях появляются своды попевок, составлявших основу знаменного распева, — «кокизники» (от кокизы — древнерусского наименования попевки). Кокизы распределялись по гласам. Рядом с начертанием кокизы и её названием на полях рукописи приводилось слово или фраза из к.-н. наиболее известного песнопения, в к-ром она использована.

Самым полным и систематичным теоретич. руководством по знаменному пению является «Извещение о согласнейших пометах», к-рое было составлено в 1668 группой специалистов, возглавлявшейся учёным монахом Александром Мезенцем. В этом труде впервые находит освещение система помет, т. е. дополнительных обозначений, уточнявших идеографич. систему крюкового письма.

В конце 17 в., когда входит в употребление пятилинейная нотация, создаётся ещё один вид теоретич. пособий — двоезнаменники, в к-рых параллельно с крюковой записью кокиз и фит даётся их перевод на нотолинейную систему (см. Двоезнаменник). В 90-х гг.17 в.монах Тихон Макарьевский составил «Ключ» к чтению крюкового письма, в к-ром значение отдельных крюков, попевок и фит расшифровывается с помощью пятилинейной нотации.

Певческие Азбуки музыкальные старого типа продолжали существовать ещё в 18 в., а у старообрядцев применялись и позднее, но уже не имели прежнего значения, поскольку развитие самого знаменного распева приостанавливается на рубеже 17–18 вв.

Рукописи Азбуки музыкальной сохранились в гос. архивах и служат важным источником для изучения древнерусской музыкальной культуры.

Литература: Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца. Издал с объяснениями и примечаниями Ст. Смоленский, Казань, 1888; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М. В., Древнерусская теория музыки, Л., 1972.

Н. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Размер музыкальный Термины и понятия
Партесное пение Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Дирижирование Термины и понятия
Имитация в музыке Термины и понятия
Реквием Музыкальные жанры
Cantus firmus, кантус фирмус Термины и понятия
Опера комик Опера, вокал, пение
Компримарио Опера, вокал, пение
Effacee, эффасе Балет и танец
Албанский балет Балет и танец

Реклама