Римская школа

Римская школа — название творческих направлений, сложившихся в Риме в 16–17 веках.

1) Римская школа в полифонической вокальной музыке — творческая школа, сформировавшаяся во 2-й половине 16 в. во главе с Палестриной. Его последователями в начале 17 в. были Дж. М. и Дж. Б. Нанино, Ф. и Дж. Ф. Анерио, Ф. Сориано. Для Римской школы характерно преобладание духовных жанров (a cappella в полифоническом изложении) — мессы, мотеты. Римские композиторы писали также мадригалы.

Полифонический стиль школы (т. н. строгий стиль) отличался чистотой, плавностью мелодических линий, консонантностью, выявлением гармонического начала в полифоническом сочетании голосов. Отказываясь от мелодической свободы и подчёркнутой выразительности, от хроматизмов, сложных ритмов, гармонических жёсткостей, представители Римской школы создавали произведения благостно-умиротворённые, созерцательные, величавые, проникнутые возвышенными эмоциями. Эти сочинения отвечали требованиям католической церкви в период Контрреформации. Вместе с тем они подготовляли, наряду с иными течениями музыки конца 16 в., переход от полифонии к гармонии. В дальнейшем Римская школа выродилась в академическое направление церковной хоровой музыки a cappella и утратила значение.

2) Римская школа в опере — одна из первых оперных школ в Италии, выдвинувшаяся в 20-30-е гг. 17 века. В ней наметились две линии: пышного оперного спектакля барочного стиля (начиная от оперы «Цепь Адониса» Д. Маццокки, 1626) и нравоучительно-комического, близкого комедии дель арте («Страждущий да надеется» В. Маццокки и М. Мараццоли, на сюжет из «Декамерона» Боккаччо, 1639).

Крупнейшим представителем Римской школы был композитор С. Ланди (лучшая опера — «Св. Алексей», 1632), в произведениях которого объединились в известной мере обе тенденции. В операх Ланди сочетаются подлинно драматические, даже трагические ситуации, христианские нравоучения, фантастика и быт. Ещё более причудливое смешение христианской морали и жанрового правдоподобия характерно для римских опер комического типа. Благодаря развитию жанровых сцен (напр., сцена ярмарки) в этих спектаклях появились новые элементы музыкальной стилистики — разговорные, с небольшой поддержкой клавесина, речитативы (recitativo secco), песенки, жанровые хоры. Одновременно в римской опере возросла роль ариозного начала (выражение драматических эмоций). Среди композиторов выделились также Л. Виттори (опера в пасторальном жанре «Галатея», 1639), М. Росси («Эрминия», 1637).

Развитие оперы в Риме в 17 в. проходило в сложной обстановке и во многом зависело от личности того или иного папы: оперному театру то оказывалось покровительство (Урбан VIII Барберини, Климент IX Роспильози), то он подвергался преследованию (папы Иннокентий X и Иннокентий XII). Здания театров то строили, то разрушали. Традиции Римской школы затем отчасти перешли в Венецию и получили здесь развитие в иных общественных условиях.

Литература: Ademollo A., I teatri di Roma nel secolo decimosettimo, Roma, 1888; Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der Italienischen Oper im XVII. Jahrhundert, Bd 1, Lpz., 1901; Rolland R., L’opera au XVII siecle en Italie, в кн.: Encyclopedie de la musique et dictionnaire du Conservatoire… fondateur A. Lavignac, partie I, (v. 2), P., 1913 (рус. пер. — в кн.: Роллан Р., Опера в XVII в. в Италии, Германии, Англии, М., 1931), Ridder L. de, Der Anteil der Comedia dell’Arte an der Entstehungs- und Entwicklungsgeschichte der komischen Oper, Koln, 1970 (Diss.).

T. H. Соловьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Дивертисмент Музыкальные жанры и формы
Мензуральная нотация Термины и понятия

Персоналии

Маццокки, семья 13.12.2024 в 23:35
Палестрина 04.12.2010 в 13:35

рекомендуем

смотрите также

Минор Теория музыки
Трембита Музыкальные инструменты
Фортепиано Музыкальные инструменты
Хабанера Музыкальные жанры и формы
Обращение интервала Теория музыки
Рожок Национальные культуры
Мандолина Музыкальные инструменты
Набат Музыкальные инструменты

Реклама