Выдающийся итальянский композитор XVI в., непревзойденный мастер хоровой полифонии Джованни Палестрина наряду с О. Лассо является одной из самых крупных фигур в музыке позднего Возрождения. В его творчестве, чрезвычайно обширном как по объему, так и по богатству жанров, достигло своего высшего совершенства искусство хоровой полифонии, развивавшееся в течение нескольких столетий (главным образом композиторами так называемой франко-фламандской школы). В музыке Палестрины достигнут высший синтез технического мастерства и требований музыкальной выразительности. Сложнейшие переплетения голосов полифонической ткани складываются тем не менее в гармонически ясную и стройную картину: искусное владение полифонией делает ее подчас незаметной для уха. Со смертью Палестрины ушла в прошлое целая эпоха в развитии западноевропейской музыки: наступивший XVII в. принес и новые жанры, и новое мировоззрение.
Жизнь Палестрины прошла в спокойном и сосредоточенном служении своему искусству, она по-своему соответствовала его художественным идеалам уравновешенности и гармонии. Родился Палестрина в пригороде Рима под названием Палестрина (в древности это место называлось Пренеста). От этого географического названия и происходит имя композитора.
Практически всю свою жизнь Палестрина прожил в Риме. Его творчество тесно связано с музыкальными и литургическими традициями трех крупнейших римских соборов: Санта Мария делла Маджоре, Св. Иоанна Латеранского, Св. Петра. С детских лет Палестрина пел в церковном хоре. В 1544 г., будучи еще очень молодым человеком, он стал органистом и преподавателем в соборе своего родного города и прослужил там вплоть до 1551 г. Документальные свидетельства творческой деятельности Палестрины в этот период отсутствуют, но, по-видимому, уже в это время он начал осваивать традиции жанра мессы и мотета, которые впоследствии займут основное место в его творчестве. Вероятно, некоторые из его месс, позднее увидевшие свет, были написаны уже в этот период. В 154250 гг. епископом города Палестрины был кардинал Джованни Мария дель Монте, впоследствии избранный римским папой. Это был первый могущественный покровитель Палестрины, и именно благодаря ему молодой музыкант стал часто появляться в Риме. В 1554 г. Палестрина опубликовал первую книгу месс, посвященную своему покровителю.
1 сентября 1551 г. Палестрина был назначен руководителем капеллы Джулия в Риме. Эта капелла была музыкальным учреждением собора Св. Петра. Благодаря усилиям папы Юлия II она была в свое время реорганизована и превратилась в важный центр обучения итальянских музыкантов, в отличие от Сикстинской капеллы, где преобладали иностранцы. Вскоре Палестрина переходит на службу в Сикстинскую капеллу — официальную музыкальную капеллу римского папы. После смерти папы Юлия II новым папой избрали Марцелла II. Именно с этим лицом связано одно из самых знаменитых сочинений Палестрины, так называемая «Месса папы Марчелло», опубликованная в 1567 г. Согласно преданию, папа в 1555 г. собрал своих певчих на Великую пятницу и сообщил им требование сделать музыку для страстной недели более подобающей этому событию, а слова — более отчетливыми и ясно слышимыми.
В сентябре 1555 г. усиление строгих порядков в капелле привело к увольнению Палестрины и еще двух певчих: Палестрина был к тому времени женат, а обет безбрачия входил в устав капеллы. В 1555–60 гг. Палестрина руководит капеллой церкви Св. Иоанна Латеранского. В 1560-х гг. он возвратился в собор Санта Мария делла Маджоре, где он когда-то учился. К этому времени слава Палестрины распространилась уже за пределы Италии. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1568 г. ему было сделано предложение от лица императора Максимилиана II переехать в Вену в качестве императорского капельмейстера. В эти годы творчество Палестрины достигает наивысшего расцвета: в 1567 г. выходит вторая книга его месс, в 1570 г. — третья. Публикуются также его четырехголосные и пятиголосные мотеты. В последние годы жизни Палестрина возвратился на пост руководителя капеллы Джулия при соборе Св. Петра. Ему пришлось пережить много личных невзгод: смерть брата, двух сыновей и жены. В самом конце жизни Палестрина решил возвратиться в свой родной город на место руководителя церковного хора, где он служил много лет назад. С годами привязанность Палестрины к родным местам все более усиливалась: в течение десятилетий он не покидал Рима.
Легенды о Палестрине начали складываться уже при его жизни и продолжали развиваться после его смерти. Судьба его творческого наследия оказалась счастливой — оно практически не знало забвения. Музыка Палестрины полностью сосредоточена в области духовных жанров: он автор свыше 100 месс, более 375 мотетов. 68 офферториев, 65 гимнов, литаний, ламентаций и т. п. Однако он отдал дань и жанру мадригала, чрезвычайно популярному в Италии в эпоху позднего Возрождения. Творчество Палестрины осталось в истории музыки как непревзойденный образец полифонического мастерства: в течение последующих столетий его музыка стала образцовой моделью в практике обучения музыкантов искусству полифонии.
А. Пильгун
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (итал. Giovanni Pierluigi da Palestrina; около 1525, Палестрина, близ Рима — 2 февраля 1594, Рим) — итальянский композитор, глава римской полифонической школы.
В 1537–42 пел в хоре мальчиков в церкви Санта-Мария Маджоре, где получил образование в духе полифонических традиций нидерландской школы. В 1544–51 органист и капельмейстер главной церкви г. Палестрина. С 1551 до конца жизни работал в Риме — возглавлял капеллы собора св. Петра (1551–55 и 1571–94, капелла Юлия), церквей Сан-Джованни ин Латерано (1555–60) и Санта-Мария Маджоре (1561–66). Принимал участие в религиозных собраниях римского священника Ф. Нери (писал для них сочинения), возглавлял конгрегацию (общество) музыкантов, был директором певческой школы при церкви Санта-Мария Маджоре, возглавлял домашнюю капеллу кардинала д’Эсте. Руководил хорами, обучением певцов, писал мессы, мотеты, реже мадригалы.
Основа творчества Палестрины — духовная хоровая музыка a cappella. Его светские мадригалы по существу не отличаются от церковной музыки. Находясь в Риме, в постоянной близости к Ватикану, Палестрина непосредственно ощущал на себе как композитор и исполнитель воздействие атмосферы Контрреформации. Тридентский собор (1545–63), сформулировавший идеи католической реакции, специально рассмотрел также вопросы церковной музыки с позиций, противостоящих ренессансному гуманизму. Достигнутая к тому времени пышность церковного искусства, необычайная сложность полифонического развития (часто при участии инструментов) встретили решительное сопротивление представителей Контрреформации. Стремясь укрепить влияние церкви на массы, они требовали ясности догматического текста богослужения, ради чего готовы были изгнать многоголосную музыку. Однако это крайнее мнение не нашло единодушной поддержки: практически победило стремление к «прояснению» стиля полифонии, к отказу от явно светских влияний, к отчётливому выделению слов в полифоническом хоре a cappella.
Возникла своего рода легенда, что «спасителем» полифонии в католической церкви был Палестрина, который создал наиболее яркие образцы прозрачной, не затемняющей слова полифонии на гармонической основе (известнейший пример — его «Месса папы Марчелло», 1555, посвященная этому папе). На самом же деле таково было объективно-историческое развитие полифонического искусства, идущее к ясности, пластичности, человечности художественного образа, а Палестрина с классической зрелостью выразил это в строго ограниченных рамках хоровой духовной музыки. В его многочисленных сочинениях степень ясности полифонии и доходчивости слова далеко не одинакова. Но Палестрина несомненно тяготел к равновесию полифонических и гармонических закономерностей, «горизонтали» и «вертикали» в музыкальном складе, к спокойному благозвучию целого.
Искусство Палестрины связано с духовной тематикой, но он трактует её по-новому, как и крупнейшие итальянские живописцы Высокого Возрождения. Палестрине чужды обострённая субъективность, драматизм, резкие контрасты (что характерно для ряда его современников). Его музыка носит умиротворённый, благостный, созерцательный характер, его скорбь целомудренна и сдержанна, величие благородно и строго, лирика проникновенна и спокойна, общий тон объективен и возвышен.
Палестрина предпочитает скромный состав хора (4–6 голосов, движущихся с удивительной плавностью в небольшом диапазоне). Нередко темой-зерном духовного сочинения становится мелодия хорала, известной песни, иногда просто гексахорд, звучащие в полифоническом изложении ровно и сдержанно. Музыка Палестрины строго диатонична, её склад определяют консонансы (диссонирующие созвучия всегда подготовлены). Развитие целого (части мессы, мотета) совершается путём имитационного или канонического движения, с элементами внутренней вариационности («прорастание» сходных попевок в развитии голосов-мелодий). Этим обусловлена значительная целостность образного содержания и музыкального склада в пределах сочинения.
Во 2-й половине 16 века в различных творческих школах Запвдной Европы шли напряжённые поиски нового — в сфере драматической выразительности мелодии, виртуозного инструментализма, красочного многохорного письма, хроматизации гармонического языка и др. Палестрина по существу противостоял этим направлениям. Однако не расширяя, а скорее внешне суживая круг своих художественных средств, он достиг более ясной и пластичной выразительности, более гармоничного воплощения эмоций, нашёл более чистые краски в полифонической музыке. Для этого он преобразил сам характер вокальной полифонии, выявив в ней гармоническое начало. Тем самым Палестрина, идя своим путём, сблизился по складу и направлению с итальянской духовно-бытовой лирикой (лауда) и в конечном счёте вместе с другими композиторами эпохи подготовил стилевой перелом, наступивший на рубеже 16–17 вв. при возникновении монодии с сопровождением.
Спокойное, уравновешенное, гармоничное искусство Палестрины таит в себе характерные исторические противоречия. Воплощая художественные идеи Ренессанса в обстановке Контрреформации, оно естественно ограничено в тематике, жанрах и средствах выражения. Палестрина не отрекается от идей гуманизма, а по-своему, в рамках духовных жанров, проносит их сквозь трудную, полную драматизма эпоху. Палестрина был новатором в труднейших для новаторства условиях. Поэтому воздействие Палестрины и его классической полифонии строгого письма на современников и последователей было очень велико, особенно в Италии и Испании. Католическая церковь, впрочем, обескровила и стерилизовала палестриновский стиль, превратив его из живого образца в застывшую традицию хоровой музыки a cappella. Наиболее близкими последователями Палестрины были Дж. М. и Дж. Б. Нанино, Ф. и Дж. Ф. Анерио.
Среди сочинений Палестрины — более 100 месс, около 180 мотетов, литании, гимны, псалмы, оффертории, магнификаты, духовные и светские мадригалы. Собрание сочинений Палестрины издается в Лейпциге («Pierluigi da Palestrinas Werke», Bd 1–33, Lpz., 1862–1903) и Риме («Giovanni Pierluigi da Palestrina. Le Opere Complete», v. 1–29, Roma, 1939–62, издание продолжается).
Литература: Иванов-Борецкий М. В., Палестрина, М., 1909; его же, Музыкально-историческая хрестоматия, т. 1, М., 1933; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М., 1940; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953; Протопопов Вл., История полифонии в ее важнейших явлениях, (кн. 2), Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965; Дубравская Т., Итальянский мадригал XVI века, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972.
T. H. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.