
Персикетти, Винсент (англ. Vincent Persichetti; 6 VI 1915, Филадельфия — 14 VIII 1987, там же) — американский композитор. Член Национальной академии литературы и искусства.
Музыкой занимался с раннего детства, играл в школьном оркестре, выступал как органист. С 15 лет служил органистом и муз. рук. реформистской церкви св. Марка, затем — пресвитерианской церкви (1932–48) в Филадельфии. Учился у Р. К. Миллера (композиция), Р. Комбса и А. Джонаса (фортепиано) в музыкальном колледже Комбса; руководил оркестром колледжа. Учился дирижированию у Ф. Райнера в Музыкальном институте Кёртис (1936–38), у О. Самаровой (фортепиано) и П. Нордофа (композиция) в консерватории (1939–41; окончил в 1945) в Филадельфии.
Одновременно (1942–43) совершенствовался у Р. Харриса на летних курсах Колорадского колледжа. В 1939–42 возглавлял отделение композиции в колледже Комбса. В 1942–62 руководил композиторским отделением Филадельфийской консерватории. С 1947 преподавал на композиторском отделении в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке (с 1948 руководитель). С 1952 Персикетти — главный консультант музыкального издательства «Элкан-Фогел» в Филадельфии. Персикетти получил известность после исполнения в 1945 Филадельфийским оркестром под управлением Ю. Орманди его «Басен» (6-частной сюиты по басням Эзопа для чтеца с оркестром). Успех последующих сочинений (симфонические, камерные, хоровые и фортепианные) сделал Персикетти одним из ведущих американских композиторов (его сочинения исполняются и в других странах). Получил ряд премий за свои произведения.
Помимо творческой и педагогической работы, Персикетти выступает как музыкальный писатель, критик, лектор, дирижёр и пианист — исполнитель собственных сочинений и произведений других современных композиторов (часто совместно с женой — пианисткой Доротеей Персикетти).
Музыка Персикетти отличается структурной ясностью, динамичностью, связанной с постоянной интенсивной ритмической трансформацией музыкальной ткани. Мелодический материал, яркий и характерный, развёртывается свободно и пластично; особое значение имеет начальное мотивное образование, в котором заложены основные ритмо-интонационные элементы. Гармонический язык преимущественно политонален, звуковая ткань сохраняет прозрачность даже в моменты максимального напряжения. Персикетти виртуозно использует возможности голосов и инструментов; в своих произведениях (около 200) непринуждённо сочетает различные виды техники (от неоклассицистической до серийной).
Сочинения:
для оркестра — 9 симфоний (1942, 1942, 1947; 4-я и 5-я для струнного оркестра, 1954; 6-я для бэнда, 1956; 1958, 1967, 9-я — Яникулюм, 1971), Танц. увертюра (Dance overture, 1948), Волшебная сказка (Fairy tale, 1950), Серенада No 5 (1950), Послание Линкольна (Lincoln’s address, для чтеца с оркестром, 1972); Introit для струнного оркестра (1963); для инструмента с оркестром: 2 фортепианных концерта (1946, 1964), пьеса Опустошённые люди (Hollow men) для трубы (1946); Концертино для фортепиано (1945);
камерно-инструментальные ансамбли — соната для скрипки и фортепиано (1941), сюита для скрипки и виолончели (1940), Фантазия (Fantasia, 1939) и Маски (Masks, 1961, для скрипки и фортепиано), вокализ для виолончели и фортепиано (1945), Инфанта Марина (Infanta Marina, для альта и фортепиано, 1960); струнные квартеты (1939, 1944, 1959, 1975), фортепианные квинтеты (1940, 1955), концерт для фортепиано и струнного квартета (1949), пьесы — Король Лир (для дух. квинтета, литавр и фортепиано, 1949), Пастораль для дух. квинтета (1945), 13 серенад для разл. составов (1929- 1962), Притчи (Parables, 15 произв. для разл. солирующих инструментов и камерно-инстр. ансамблей, 1965–1976);
для хора с оркестром — оратория Творение (Creation, 1970), Месса (1960), Stabat Mater (1963), Те Deum (1964); для хора (с органом) — Магнификат (1940), Гимны и респонсории на весь церковный год (Hymns and responces of the church year, 1955), кантаты — Зимняя (Winter cantata, для жен. хора с фортепиано), Весенняя (Spring cantata, для жен. хора с фл. и маримбой, обе — 1964), Плеяды (Pleyades, для хора, трубы и струнного оркестра, 1966); хоры a cappella — 2 китайские песни (Two Chinese songs, 1945), 3 канона (1947), Пословица (Proverb, 1952), Стремись к вершине (Seek the Highest, 1956), Песнь о мире (Song of peace, 1957), Торжества (Celebrations, 1965), 4 хора на сл. Э. Э. Каммингса (1966);
для бэнда — Дивертисмент (1950), хоральная прелюдия Как ясен свет звезды (So pure the star, 1954), Багатели (1957), псалм (195S), серенада (1959), Маскарад (Mascarade, 1965), Притча (Parable, 1975); для фортепиано — 11 сонат (1939–1965), 6 сонатин, поэмы (3 тетради), Процессии (Parades, 1948), Вариации для альбома (1952), Маленькая тетрадь (The Little piano book, 1953); для 2 фортепиано — соната (1952), Концертино (1956); концерт для фортепиано в 4 руки (1952);
сонаты — для скрипки соло (1940), виолончели соло (1952), для клавесина (1951), органа (1961);
для голоса с фортепиано — циклы песен на сл. Э. Э. Каммингса (1940), Фисгармония (Harmonium, 20 песен на сл. У. Стивенса, 1951), песни на сл. С. Тиздейл (1953), К. Сэндберга (1956), Дж. Джойса (1957), Дж. Х. Беллока (1960), Р. Фроста (1962), Э. Дикинсон (1964) и ад.; музыка к балетным пост. М. Грэхем «И тогда…» (Then One Day, 1939) и «Лик боли» (The Eyes of Anguish, 1950).
Литературные сочинения: William Schuman, N. Y., 1954 (совм. с F. R. Schreiber); Twentieth-century harmony. Creative aspects and practice, N. Y., 1961.
Литература: Evett R., The music of Vincent Persichetti, «Juilliard Review», 1955, Spring.
Дж. К. Михайлов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.