Орландо Лассо

Дата рождения
1532
Дата смерти
14.06.1594
Профессия
Страна
Нидерланды
Орландо ди Лассо

Современник Палестрины Орландо Лассо — один из самых известных и плодовитых композиторов XVI в. Его творчество вызывало всеобщее восхищение во всей Европе. Родился Лассо во франко-фламандской провинции. О его родителях и раннем детстве не известно ничего определенного. Сохранилась только легенда о том, как Лассо, певшего тогда в хоре мальчиков церкви Св. Николая, трижды похищали за его замечательный голос. В возрасте двенадцати лет Лассо был принят на службу в свиту вице-короля Сицилии Фердинандо Гонзаги, и с этих пор жизнь молодого музыканта наполнена путешествиями в самые отдаленные уголки Европы.

Сопровождая своего покровителя, Лассо совершает одно путешествие за другим: Париж, Мантуя, Сицилия, Палермо, Милан, Неаполь и, наконец, Рим, где он становится руководителем капеллы собора Св. Иоанна (примечательно, что спустя 2 года этот пост займет Палестрина). Для того чтобы занять эту ответственную должность, музыкант должен был обладать завидным авторитетом. Однако вскоре Лассо пришлось оставить Рим. Он решил возвратиться на родину, чтобы навестить родных, но по приезде туда уже не застал их в живых. В последующие годы Лассо посетил Францию. Англию (предп.) и Антверпен. Посещение Антверпена ознаменовалось выходом в свет первого сборника сочинений Лассо: это были пятиголосные и шестиголосные мотеты.

В 1556 г. в жизни Лассо наступает перелом: он получает приглашение присоединиться к двору герцога Альбрехта V Баварского. Сначала Лассо был принят в капеллу герцога в качестве тенора, но уже несколько лет спустя он становится фактическим руководителем капеллы. С этих пор Лассо постоянно живет в Мюнхене, где находилась резиденция герцога. В его обязанности входило обеспечение музыкой всех торжественных моментов жизни двора, начиная от утренней церковной службы (для которой Лассо писал полифонические мессы) и кончая разнообразными визитами, празднествами, охотой и т. п.

Будучи руководителем капеллы, Лассо много времени уделял образованию певчих и нотной библиотеке. В эти годы его жизнь приняла спокойный и достаточно обеспеченный характер. Все же и в это время он совершает некоторые поездки (так, в 1560 г. по приказу герцога он отправился во Фландрию с целью набрать певчих в капеллу).

Известность Лассо росла и дома и далеко за его пределами. Он начал собирать и упорядочивать свои сочинения (творчество придворных музыкантов эпохи Лассо зависело от жизни двора и было во многом обусловлено требованиями писать «на случай»). В эти годы произведения Лассо выходят в Венеции, Париже, Мюнхене, Франкфурте. Лассо удостоился восторженных эпитетов «предводитель музыкантов, божественный Орландо». Его активное творчество продолжалось вплоть до самых последних лет жизни.

Творчество Лассо огромно как по количеству произведений, так и по охвату разнообразных жанров. Композитор объездил всю Европу и познакомился с музыкальными традициями многих европейских стран. Ему довелось встретиться со многими выдающимися музыкантами, художниками, поэтами эпохи Ренессанса. Но главное было в том, что Лассо легко усваивал и органично преломлял в своем творчестве мелодику и жанровые особенности музыки разных стран. Он был поистине интернациональным композитором не только из-за своей необыкновенной популярности, но и потому, что свободно чувствовал себя в рамках различных европейских языков (Лассо писал песни на итальянском, немецком, французском языках).

Творчество Лассо включает как культовые жанры (около 600 месс, пассионы, магнификаты), так и жанры светской музыки (мадригалы, песни). Особое место в его творчестве занимает мотет: Лассо написал ок. 1200 мотетов, чрезвычайно разнообразных по содержанию.

При всем сходстве жанров музыка Лассо ощутимо отличается от музыки Палестрины. Лассо более демократичен и экономичен в выборе средств: в отличие от несколько обобщенной мелодики Палестрины темы Лассо более кратки, характерны и индивидуальны. Искусству Лассо свойственна портретность, порой в духе ренессансных художников, отчетливые контрасты, конкретность и яркость образов. Лассо, особенно в песнях, иногда прямо заимствует сюжеты из окружающего быта, а вместе с сюжетами — и танцевальные ритмы того времени, ее интонации. Именно эти качества музыки Лассо сделали ее живым портретом своей эпохи.

А. Пильгун
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Лассо (Лассус), Орландо (Lasso, Lassus; настоящие имя и фамилия — Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (ок. 1532, Монс, Бельгия — 14 VI 1594, Мюнхен) — франко-фламандский композитор, один из величайших мастеров полифонии так называемого строгого стиля 16 века, завершивший развитие полифонической нидерландской школы.

В детстве пел в церковном хоре г. Монс. Работал в Сицилии, Северной Италии, Франции, затем — в Милане, Риме, Венеции, Неаполе, Лондоне, Антверпене. С 1556 служил в Мюнхене, пел в хоре придворной капеллы баварского герцога, в 1560 руководил этой капеллой. Здесь Лассо приобрёл мировую известность, был прозван «князем музыки» и «бельгийским Орфеем». Из Мюнхена выезжал в Нидерланды, Германию, Италию и Францию. В Париже встречался с французскими поэтами «Плеяды» (П. Ронсаром, Ж. А. де Баифом), оказавшими влияние на формирование гуманистического мировоззрения Лассо. Работая в Мюнхене, глубоко освоил музыкальную культуру Германии, что особенно отразилось в его немецких песнях.

Творчество Лассо, типичного представителя гуманистической культуры, обобщившего особенности различных национальных музыкальных культур (нидерландской, итальянской, французской, немецкой), приобрело общеевропейское значение. Хоровая полифония Высокого Возрождения достигла в его музыке наивысшего расцвета. Автор свыше 2000 произведений, Лассо использовал все существовавшие в его время светские (мадригалы, вилланеллы) и духовные (мессы, мотеты, псалмы) жанры; характерно, что месса не была главным жанром в его творчестве, как у других современников Лассо, уступая место мотету.

Образный мир его музыки широк и разнообразен: Лассо свойственны настроения скорби и юмора (в жанрово-бытовых песнях), философская углублённость и драматически сильные страсти, тонкая душевная лирика. В б.ч. сочинений (в т. ч. и культовых) Лассо обращался к нар. песенности. Реалистич. направленность его творчества проявилась в жизненной правдивости образов, ярких, рельефных картинах окружающего быта, глубоком проникновении во внутренний мир человека.

Светские произведения, особенно песни, — большей частью гомофонные, но с элементами имитационной полифонии. В духовных произведениях господствует развитая ясная и прозрачная полифония. В имитационных построениях наряду с типичным для строгого стиля тематизмом (простейшие попевки декламационного характера) Лассо применяет сложные колоратурные мелодии большого диапазона, предвосхищающие концертный тематизм сольных арий 17 века. В тональном развитии тем намечаются принципы фугированной формы. Лассо виртуозно владел техникой канона, широко использовал разнообразные виды вертикально-подвижного контрапункта, обращения и метроритмические изменения темы, вариации остинатного типа.

Блестящие образцы полифонического искусства Лассо — в его сборнике мотетов «Великое музыкальное творение» («Magnum opus musicum», 516 пьес для 2–10 и 12 голосов). Мотеты Лассо отличаются разнообразием образов и средств их музыкального воплощения; многие созданы в связи с определённым событием («по случаю») — торжественные, праздничные, поздравительные; есть и скорбные, драматические, жанровые, юмористические, почти бурлескные (в 8-голосном мотете подвыпившие монахи комически смешивают слова духовного гимна с текстами песен бродячих студентов), идиллические, изображающие картины сельской жизни, и др. Во многих мотетах и др. духовных вокальных произведениях Лассо опирается на интонации протестантского хорала, рождественских песен (например, мотет No 196 основан на рождественской песне «Joseph, lieber Joseph mein»).

В мессах использовал народные мелодии, иногда вплетая их в общую музыкальную ткань в имитационной полифонии. Часто Лассо для своих духовных песен брал мелодии, написанные на светские тексты. В мотетах и покаянных псалмах, проникнутых трагическими, скорбными эмоциями, Лассо пользовался исключительно смелыми для его времени приёмами: хроматизмами, подчёркнутыми перечениями, модуляциями в далёкие тональности и др., способствующими усилению драматической экспрессии и передаче сложных психологических состояний.

Интерес представляет гармоническое развитие в прологе цикла «Пророчества Сивилл» («Prophetiae Sibyllarum»), основанное на резких гармонических сдвигах (G-dur- H-dur, C-dur-E-dur) с последующим постепенным возвращением в исходную тональность (предвосхищает хроматические приёмы К. Джезуальдо). Разнообразны по характеру и многочисленные светские песни Лассо (морализующего содержания, повествовательные, застольные, куртуазные, любовные, юмористические, сатирические, жанрово-бытовыо) — итальянские вилланеллы и мадригалы, французские шансон, многоголосные немецкие песни на тексты поэтов античности и эпохи Возрождения М. П. Вергилия, Горация, Ф. Петрарки, Т. Тассо, Л. Ариосто, Ф. Вийона, П. Ронсара, Ж. Дю Белле, а также Г. Сакса и др. немецких мейстерзингеров и народных поэтов. Мелодии многих песен основаны на народно-песенных интонациях.

И в 20 веке сохранила популярность вилланелла «Моя милая матрона» («Matrona mia саrа») с звукоподражательным припевом «дон-дон», имитирующим лютневый аккомпанемент в серенаде. В немецких песнях использовал характерную форму мейстерзанга (т. н Barform), состоящую из 2 тождественных по мелодике строф и отличающегося от них припева (использована Р. Вагнером в опере «Мейстерзингеры»).

В ряде песен живописал быт улицы (с выкриками торговцев), семейные сцены, высмеивал духовенство и т. д. (например, во французской песне «Богородицу прочитать умеешь?» юмористически изображается, как один монах проверяет другого в знании молитвы); такие рыночные картинки, пирушки, жалобы жены на пьяницу мужа напоминают бытовые сценки и интерьеры голландских художников (А. ван Остаде, P. де Хоха, Д. Тенирса, А. Брауэра, Г. Терборха).

Некоторым любовным песням (например, франц. шансон «О мать любви, Киприда!») Лассо придавал драматический характер, передавая напряженные психологические состояния (прообразы оперных сценок); многие имеют танцевальный характер (новшество в вокально-хоровой полифонии 16 века).

При изображении различных «персонажей» и ситуаций Лассо обнаруживает исключительное мастерство музыкальной характеристики. Впечатляющий художественный эффект достигается красочным противопоставлением отдельных групп хора; этот приём использован в знаменитой, всемирно известной и в современном хоровом репертуаре (в т. ч. советских хоров) итальянской песне «Эхо» (вероятно, на собственный текст), в которой красочное сопоставление 2 хоров (вблизи и в отдалении) путем повторения piano одним хором коротких фраз другого создает эффект эхо.

Стиль Лассо — значительный шаг вперед по пути к гармонической ясности. Он уже широко пользовался приемами гомофонного письма, предвосхитив монодию, зародившуюся на рубеже 16–17 вв. и получившую развитие в оперном жанре. Некоторые мелодии в произведениях Лассо явились провозвестниками оперного речитатива (в произведениях Я. Пери, К. Монтеверди и др.). Пользуясь старинными диатоническими ладами, Лассо вводил и элементы мажора и минора, особенно в кадансовых построениях, что предвосхитило ладотональную систему последующей классической эпохи в истории музыкальною искусства.

Издания: сборники 5-голосных (изд. в 1567, 1572, 1576) и 4-голосных (1582, 1583) немецких духовных и светских песен, немецкие 3-голосные псалмы (1588); сборник немецких и французских 6-голосных песнопений (1590); сборники 4-голосных (1560), 4-5-6-голосных магнификатов, мадригалов (1555, 1557, 1567, 1585), сборники 4-голосных (1564), 5-голосных, 6-голосных (1560, 1587) и 8-голосных (1592) французских шансон; сборник духовных 5-голосных песнопений (1562); сборники 3-голосных (1575), 4-6-голосных мотетов (1564, 1565, 1566); сборник 4-голосных песнопений в сопровождении различных инструментов (1569); 5-голосные псалмы Давида (1584); 4-6-голосные магнификаты (1587); 4-6-голосные мессы (1570, 1577, 1581), сборник Magnum opus musicum (издан посмертно, 1604).

Литература: Булычев В. А. (Иванов-Борецкий M. В.), Орландо Лассо, M., 1908; Ливанова T., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.—Л., 1940; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 2, М., 1959, с 82–134; Протопопов В. История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII—XIX вв., М., 1965, с. 9, 21–22, 34, 44–47, Дубравская T., Итальянский мадригал XVI века, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, M., 1972, с. 79–81, Delmоttе H., Notice biographique sur Roland Delatter, connu sous le nom d’Orlande de Lassus, Valenciennes, 1836; Fetis E., R. de Lassus, в кн.: Les musiciens Belges, v. 1, ed. par A. Jamar, Brux, 1858–59, Ring J. de, R. de Lasse, compositeur Belge, Gent, 1850; Baumker W., O. de Lassus, der letzte grosse Meister der niederlandischen Tonschule, ein hist. Bildniss, Freiburg, 1878; Destouches E., O. di Lasso, ein Lebensbild zum 3. Centenarium seines Todestages, Munch, 1894; Decleve J., R. di Lassus, sa vie et ses oeuvres, Mons, 1894; Mantovani T., О. di Lasso, Milano, 1895; Sandberger A., O. di Lasso und die geistigen Stromungen semer Zeit, Munch, 1926, Huschke J., О. di Lasso Messen, Munch, 1939; Boetticher W., O Lasso und seine Zeit. 1532–1594, Bd 1, Kassel-Basel, 1958 его жe, Weitere Beitrage zur Lasso-Forschung, в сб.: Renaissancemuziek 1400–1600 donum natalicium Rene Bernard Lenaerts, ed. by J. Robijns, W. Eiders, R. Lagas and G. Persoons, Leuven, 1969; Schmitz E., O. di Lasso, Lpz., 1965.

В. В. Левин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Идил Бирет Пианисты

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама