|

Юрий Иосифович Слонимский

Jury Slonimsky

Дата рождения
13.03.1902
Дата смерти
23.04.1978
Профессия
Страна
СССР
Юрий Иосифович Слонимский, 1970-е гг. Фото Н. Аловерт

Юрий Иосифович Слонимский (13 марта 1902, Санкт-Петербург — 23 апреля 1978, Ленинград) — советский историк театра, балетовед, театральный критик, драматург-либреттист, педагог, кандидат искусствоведения (1948), профессор (1962).

В 1918 году учился в Школе русской драмы в Петрограде, с 1918 брал частные уроки у воспитанников Петербургского балетного училища А. И. Сакселина, В. И. Вайнонена и Г. М. Баланчивадзе (Баланчина). В 1919, будучи студентом юридического факультета Петроградского университета, под псевдонимом «Ю. Мамонтов» опубликовал первые рецензии о балетных спектаклях. С 1920 начал выступать с лекциями о балете.

В 1922—24 и 1932—61 — научный сотрудник Ленинградского института истории искусств. Выступал в печати по вопросам теории и практики современной хореографии. Был консультантом первых балетмейстерских опытов П. А. Гусева, Б. А. Фенстера, И. Д. Бельского, В. А. Варковицкого, Ю. Н. Григоровича в Ленинградском театре оперы и балета, консультантом вечеров экспериментальной ленинградской группы «Молодой балет».

С 1932 преподавал в Ленинградском хореографическом училище, где с И. И. Соллертинским разработал первые печатные программы по специальным предметам; с А. В. Лопуховым и другими педагогами работал над учебником «Основы характерного танца» (1939); вместе с Ф. В. Лопуховым в 1937 году организовал при училище первое в истории балетного театра балетмейстерское отделение, где читал курс анализа балетного спектакля. С 1962 — профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.

* * *

Многоликое творчество Юрия Иосифовича Слонимского — целая глава в истории советского балета. Первую из своих 400 статей о балете он опубликовал в 1919 году. Вместе с молодым Георгием Баланчивадзе (впоследствии Джорджем Баланчиным) организовывал в Петрограде экспериментальную труппу «Молодой балет». Слонимский — крупнейший историк отечественного балета от Ш. Дидло, Ж. Перро, М. Петипа, М. Фокина до мастеров середины двадцатого столетия. Исследователь драматургии балетного театра.

Свои теоретические положения не отделял от практики и создавал сценарии новых балетов. Среди них: «Сказка о попе и его работнике Балде» (1940), «Весенняя сказка» (1947), «Юность (1949), «Семь красавиц» (1952), «Тропою грома» (1958), «Берег надежды» (1959), «Икар» (1965-71). Сторонник и соучастник обновления отечественного балета, связанного с творчеством Юрия Григоровича, Игоря Бельского, Олега Виноградова.

Для всех них он был мудрым советчиком и наставником. «Книги Слонимского — не из тех, что бегло перелистываешь или прочитываешь всего один раз, чтобы потом на вечные времена поставить обратно в шкаф. Их перечитываешь помногу, всякий раз извлекая нечто новое, с интересом отмечая, как меняется восприятие написанного с ходом лет, по мере развития балетного театра» (Ю. Григорович).

Юрий Слонимский вовлек в мир балета композиторов Михаила Чулаки, Кара Караева, Андрея Петрова. Последним из этой плеяды стал Сергей Слонимский.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама