
Кренц, Ян (пол. Jan Krenz; 14 июля 1926, Влоцлавек — 15 сентября 2020, Варшава) — польский дирижёр и композитор.
Учился в консерваториях Лодзи и Варшавы у К. Вилкомирского и З. Гуржиньского (дирижирование), К. Сикорского (композиция), З. Джевецкого (фортепиано). С 1945 директор филармонии в Лодзи. С 1949 дирижёр (в 1953–68 главный дирижёр) Большого симфонического оркестра Польского радио в Катовице, с которым гастролировал в разных странах; участник музыкальных фестивалей в Эдинбурге, Бергене, Праге, Осаке. В 1957 совершенствовался как дирижёр в Париже. В 1967–73 главный дирижёр и директор «Театра Вельки» в Варшаве.
Как композитор принадлежит к «умеренным» авангардистам (см. Авангардизм), один из организаторов композиторской «Группы 1949». С конца 1960-х гг. занимается только дирижёрской работой. Выделяются его интерпретации современной музыки. Государственная премия ПНР 2-й степени (1955), Государственная премия ПНР 1-й степени (за дирижёрскую деятельность, 1973).
Сочинения:
для оркестра — симфония (1949), Антисимфония (1962), рапсодия (для струнного орк. с участием ксилофона, тамтама, литавр и челесты, 1952), каприччо для 24 инструментов (1962) и др.; сочинения для фортепиано с оркестром; камерно-инструментальные ансамбли; кантата Два города (Dwa miasta, для 2 хоров и орк., 1950); для голоса с фортепиано — триптих, хоры; музыка для драм. театра и кино; переложения для оркестра произведений В. Данковского, А. Мильвида и др. польских композиторов 18 в., а также И. С. Баха, Б. Бартока и К. Дебюсси.
Литература: Chominski J., Dwa miasta — kantata Jana Krenza, «Muzyka», 1951, No 3–4 (12–13); Marek T., «Grupa 49» (Prуba charakterystyki), там же, 1953, No 5–6 (38–39); Kydrynski L., Jan Krenz, (Kr.), 1960.
З. Лисса
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Первые шаги Яна Кренца на музыкальном поприще были нелегкими: в годы фашистской оккупации он посещал тайную консерваторию, организованную в Варшаве польскими патриотами. А дирижерский дебют артиста состоялся сразу же после войны — в 1946 году. В то время он уже был студентом Высшей музыкальной школы в Лодзи, где занимался сразу по трем специальностям — фортепиано (у 3. Джевецкого), композиции (у К. Сикорского) и дирижированию (у 3. Горжинского и К. Вилкомирского). И по сей день Кренц активно работает как композитор, но широкую известность принесло ему дирижерское искусство.
В 1948 году молодой музыкант был назначен вторым дирижером оркестра филармонии в Познани; одновременно работал и в оперном театре, где его первой самостоятельной постановкой была опера Моцарта «Похищение из сераля». С 1950 года Кренц — ближайший помощник прославленного Г. Фительберга, возглавлявшего тогда симфонический оркестр Польского радио. После смерти Фительберга, который видел в Кренце своего преемника, двадцатисемилетний артист стал художественным руководителем и главным дирижером этого коллектива — одного из лучших в стране.
С тех пор началась активная концертная деятельность Кренца. Вместе с оркестром дирижер побывал в Югославии, Бельгии, Нидерландах, ФРГ, Англии, Италии, на Ближнем и Дальнем Востоке, в СССР, а самостоятельно гастролировал и в большинстве других стран Европы. Кренц заслужил репутацию великолепного интерпретатора творчества польских композиторов, в том числе своих современников. Этому способствуют его исключительное техническое мастерство, чувство стиля.
Болгарский критик Б. Абрашев писал: «Ян Кренц принадлежит к числу артистов, которые владеют собой и своим искусством в совершенстве. С исключительным изяществом, аналитическим талантом и культурой он проникает в ткань произведения и раскрывает его внутренние и внешние черты. Его способность анализировать, сильно развитое чувство формы и целого, подчеркнутое ощущение ритма — всегда отчетливого и ясного, тонко нюансированного и последовательно проведенного,— все это определяет явно конструктивное мышление без излишнего количества «чувства». Экономный и сдержанный, со скрытой, глубоко внутренней, а не внешне-показной эмоциональностью, умело дозирующий оркестровые звуковые массы, культурный и авторитетный — Ян Кренц безупречно ведет оркестр уверенным, точным и ясным жестом».
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.