Авангардизм (франц. avant-gardisme, от avant-garde — передовой отряд) — условное наименование различный течений современного искусства, характеризующихся разрывом с традициями реалистического искусства прошлого, поисками новых выразительных средств и форм, нередко превращающимися в самоцель.
Термин «авангардизм» возник в критике 1920-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. и советском) после 2-й мировой войны 1939–45. Однако он не обладает достаточной определённостью и зачастую трактуется критиками по-разному.
Корни современного авангардизма — в идейно-эстетических установках декадентских, модернистских художественных течений начала 20 в. (футуризм, дадаизм, сюрреализм и др.). Широкое распространение течения авангардизма получили после 2-й мировой войны во Франции, Западной Германии, Италии, США, в скандинавских странах; авангардизм оказал влияние и на искусство некоторых социалистических стран. Течения авангардизма, как правило, преходящи, большинство из них подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технических приёмов.
Авангардизм порождён современным буржуазным обществом, многие представители которого живут в атмосфере острого душевного разлада. Авангардизм глубоко противоречив, отражая противоречия самого буржуазного общества. Так, нигилистский дух искусства авангардизма отчасти определяется настроениями социального протеста творческой молодежи, не желающей мириться с окружающей действительностью. Этот протест нередко переходит в анархический бунт против моральных и политических устоев общественной жизни, а также против искусства, получившего общественное признание.
Некоторые представители искусства, ощущающие революционный дух современной эпохи, наивно полагают, что могут выразить его только с помощью совершенно новых художеств. средств. Поэтому среди деятелей авангардизма оказываются и люди, примыкающие к прогрессивным течениям общественной и политической жизни. Среди наиболее видных представителей музыкального авангардизма — композиторы, очень различные по идейно-эстетической направленности творчества: П. Булез, Л. Ноно, К. Штокхаузен, Л. Берио, Дж. Кейдж, С. Буссотти, П. Шеффер, Я. Ксенакис.
В области музыки эксперименты приверженцев авангардизма нередко приводят к разрушению эстетических и технологических основ музыкального искусства. Под лозунгами авангардизма выступают авторы и теоретики серийной и конкретной (см. Серийная музыка, Конкретная музыка), алеаторической (см. Алеаторика) и пуантилистической (см. Пуантилизм), сонористической (см. Соноризм) и электронной музыки.
Важнейшими центрами музыкального авангардизма стали ежегодные семинары новой музыки в Кранихштейне (близ Дармштадта, ФРГ), концерты «Domaine musical» в Париже, международные фестивали в Донауэшингене (ФРГ), а также Загребе, Варшаве и др. В целях пропаганды музыкального авангардизма издаются многочисленные сборники статей, книги, брошюры, выпускаются серии грампластинок. Таким образом во многих западных странах искусственно поддерживается интерес к творчеству композиторов-авангардистов, хотя большинство слушателей отвергает этот род музыки.
Литература: Бронфин Е., К спорам об «авангардизме»…, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1903, с. 246–65; Hестьев И., О музыкальном авангардизме…, в сб.: Вопросы эстетики, вып. 7, М., 1965, с. 250–80; Давыдов Ю., Движение «новых левых» и музыкальный авангард, «СМ», 1970, No4; Шнеерсон Г., Авангард шестидесятых годов, там же, 1970, No 9; Шахназарова Н. Г., «Авангард» в современной западной музыке, в сб.: Современное западное искусство…, М., 1971.
Г. М. Шнеерсон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.