Dies irae (диес ире, лат. Dies irae, dies illa solvet saeclum in favilla — День гнева, этот день превратит века в пепел) — средневековое католическое песнопение (секвенция). Выражает идею страшного суда. Происходит из Италии. Самые ранние записи относятся к 12 в. Окончат. редакция текста, видимо, принадлежит монаху Томмазо ди Челано (ум. 1255). Dies irae — одна из 5 секвенций, узаконенных Тридентским собором в Риме (1545–1563). Напев Dies irae, имеющий народно-песенные корни, отличается строгостью и трагич. выразительностью; вплоть до 20 в. сохранил силу воздействия. Чаще, чем др. песнопения средневековья, он использовался в сочинениях композиторов 19–20 вв. как муз. образ, воплощающий представление человека о смерти, как символ трагического в жизни человека.
Мелодия Dies irae в разл. гармонич., фактурном и тембровом оформлении, по-разному варьируясь и развиваясь, звучит в финале «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза, в «Пляске смерти» для фп. с оркестром (вариации на эту тему) Ф. Листа, в симф. поэме К. Сен-Санса «Пляска смерти», в «Новогреческой песне», симфонии «Манфред» П. И. Чайковского, в сюите «Из средних веков» А. К. Глазунова, в ряде произв. С. В. Рахманинова («Остров мёртвых», Рапсодия на тему Паганини, 3-я симфония, Симфонические танцы), во 2-й сонате и в финале 6-й симфонии Н. Я. Мясковского, во 2-й симфонии А. И. Хачатуряна, в опере «Кола Брюньон» Д. Б. Кабалевского, в музыке Д. Д. Шостаковича к «Гамлету» Шекспира, во 2-й сюите для скрипки соло Дж. Энеску, в оратории «Пляска мертвецов» А. Онеггера и во мн. др. сочинениях.
Текст Dies irae входит в состав заупокойной мессы (реквиема). В старых реквиемах использовался и сам напев Dies irae, излагавшийся одноголосно или в качестве тенора полифонич. ткани. Хотя текст Dies irae и представлен в реквиемах мн. композиторов 18–20 вв. (В. А. Моцарт, Л. Керубини, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Дж. Верди, А. Дворжак, Б. Бриттен и др.), обычно они создавали на него свою музыку. Иногда образ Dies irae развёртывается лишь в одной части («Реквием» Моцарта), в др. случаях служит своего рода лейтмотивом, повторяясь несколько раз и являясь тем самым носителем осн. идейного и интонационного содержания произв. («Реквием» Верди). В ряде реквиемов Dies irae вместе с Tuba mirum (чудесная труба) вносит в музыку черты картинности, декоративности и создаёт образ стихийно разбушевавшейся грозной силы (реквиемы Моцарта, Берлиоза, Верди).
Литература: Сhiappini A., La sequenza «Dies irae, dies illa» di Fra Tommaso de Celando, «Collectanea Franciscana», XXXII, 1962; Wanninger F., Dies irae. Its use in nonliturgical music…, (Illinois), 1962 (Diss.).
Б. В. Левик
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.