Dies irae, диес ире

Категории словаря

Dies irae (диес ире, лат. Dies irae, dies illa solvet saeclum in favilla — День гнева, этот день превратит века в пепел) — средневековое католическое песнопение (секвенция). Выражает идею страшного суда. Происходит из Италии. Самые ранние записи относятся к 12 в. Окончат. редакция текста, видимо, принадлежит монаху Томмазо ди Челано (ум. 1255). Dies irae — одна из 5 секвенций, узаконенных Тридентским собором в Риме (1545–1563). Напев Dies irae, имеющий народно-песенные корни, отличается строгостью и трагич. выразительностью; вплоть до 20 в. сохранил силу воздействия. Чаще, чем др. песнопения средневековья, он использовался в сочинениях композиторов 19–20 вв. как муз. образ, воплощающий представление человека о смерти, как символ трагического в жизни человека.

Мелодия Dies irae в разл. гармонич., фактурном и тембровом оформлении, по-разному варьируясь и развиваясь, звучит в финале «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза, в «Пляске смерти» для фп. с оркестром (вариации на эту тему) Ф. Листа, в симф. поэме К. Сен-Санса «Пляска смерти», в «Новогреческой песне», симфонии «Манфред» П. И. Чайковского, в сюите «Из средних веков» А. К. Глазунова, в ряде произв. С. В. Рахманинова («Остров мёртвых», Рапсодия на тему Паганини, 3-я симфония, Симфонические танцы), во 2-й сонате и в финале 6-й симфонии Н. Я. Мясковского, во 2-й симфонии А. И. Хачатуряна, в опере «Кола Брюньон» Д. Б. Кабалевского, в музыке Д. Д. Шостаковича к «Гамлету» Шекспира, во 2-й сюите для скрипки соло Дж. Энеску, в оратории «Пляска мертвецов» А. Онеггера и во мн. др. сочинениях.

Текст Dies irae входит в состав заупокойной мессы (реквиема). В старых реквиемах использовался и сам напев Dies irae, излагавшийся одноголосно или в качестве тенора полифонич. ткани. Хотя текст Dies irae и представлен в реквиемах мн. композиторов 18–20 вв. (В. А. Моцарт, Л. Керубини, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Дж. Верди, А. Дворжак, Б. Бриттен и др.), обычно они создавали на него свою музыку. Иногда образ Dies irae развёртывается лишь в одной части («Реквием» Моцарта), в др. случаях служит своего рода лейтмотивом, повторяясь несколько раз и являясь тем самым носителем осн. идейного и интонационного содержания произв. («Реквием» Верди). В ряде реквиемов Dies irae вместе с Tuba mirum (чудесная труба) вносит в музыку черты картинности, декоративности и создаёт образ стихийно разбушевавшейся грозной силы (реквиемы Моцарта, Берлиоза, Верди).

Литература: Сhiappini A., La sequenza «Dies irae, dies illa» di Fra Tommaso de Celando, «Collectanea Franciscana», XXXII, 1962; Wanninger F., Dies irae. Its use in nonliturgical music…, (Illinois), 1962 (Diss.).

Б. В. Левик
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Крюки, знамена Теория музыки
Дойна Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Мюнхен музыкальный Национальные культуры
Алжирская музыка Национальные культуры
Киевский распев Церковная музыка
Suivi, сюиви Балет и танец
Аранжировка Термины и понятия
Монодия Теория музыки
Праздники Церковная музыка
Страдания Национальные культуры
Импровизация музыкальная Термины и понятия

Реклама