Чехословацкий балет

Сведения о раннем периоде истории балетного искусства в чеш. землях и в Словакии очень бедны. Упоминания о придворных балах в Праге относятся к 1-й пол. 16 в. После присоединения Чехии к монархии Габсбургов (1620) религиозный, нац. и политич. гнёт, а также разрушения Тридцатилетней войны задержали развитие нац. искусства. В 17-18 вв. спектакли с танцами на музыку местных музыкантов (напр., П. Й. Вейвановского) исполнялись крепостными артистами в Яромержицеком, Товачовском и Кромержижском замках. Гастролировавшие в больших городах оперные труппы (чаще всего итал.) показывали балетные дивертисменты. В основанном в 1786 Патриотическом театре в Праге исполнялись арлекинады, сценки из жизни ремесленников, пантомимы. В 19 в., в период нац.-освободительного движения чеш. народа в прогрессивных кругах пробудился интерес к различным формам нар. искусства, в т. ч. и к танц. фольклору. Например, полька сначала стала распространённым бальным танцем, а затем вошла как характерный сценич. танец в балет. Большое место занимала балетная музыка и в творчестве чеш. музыкантов, с 17 в. работавших в разных странах Европы (например, П. Враницкого и А. Гировеца).

Балетная труппа, исполнявшая в основном танцы в операх и в драматич. спектаклях, существовала ещё во Временном театре, открытом в 1862 году, но настоящее развитие чеш. балета началось лишь в Чехословацком национальном театре. Его балетная труппа состояла сначала из 20 человек. В 1884 балетмейстером В. Рейзингером был поставлен балет "Гашиш" Коваржовица. В 1884-1900 и 1912-22 труппой руководил А. Бергер, поставивший ряд балетов-феерий, а также 2-й акт "Лебединого озера" (1888, в связи с приездом в Прагу П. И. Чайковского). В 1900-12 балет Национального театра возглавлял А. Вискузи. Он пост. балеты-пантомимы О. Недбала "Сказка о Гонзе" (1902), "Из сказки в сказку" (1908), "Принцесса Гиацинта" (1911), которые стали первыми произведениями чеш. нац. репертуара. Труппа исполняла классич. балеты ("Лебединое озеро", "Жизель", "Щелкунчик"). Однако её профессиональный уровень до 1-й мировой войны оставался невысоким, постоянное приглашение итал. балерин (Дж. Пальтриньери и др.) не способствовало росту нац. исполнительского искусства. Первой чеш. прима-балериной в нач. 20 в. была А. Корецка. В репертуаре труппы преобладали балеты-феерии и балетные пантомимы, в которых главные роли исполняли драматич. актёры.

После образования самостоятельного государства (1918) развитие балета в стране ускорилось. Были созданы новые балетные труппы в Брно, Братиславе, Пльзене, Моравска-Остраве, Оломоуце. Ведущими хореографами этого периода были И. В. Псота (в Брно) и Й. Енчик (в Праге). Были поставлены балеты нац. композиторов (в скобках фамилии балетмейстеров): Б. Мартину - "Шпаличек" (1933, Енчик) и "Истар" (1924, Р. Ремиславский); В. Новака - "Синьорина Джовенту" и "Никотина" (оба - балетм. Я. Хладик, 1930); Ф. Шквора - "Доктор Фауст" (1926, Р. Ремиславский); Ф. Буриана - "Фагот и флейта" (1929, С. Махов). В Брно впервые в Чехословакии был поставлен советский балет - "Красный мак" (первая постановка за пределами СССР, 1935, балетм. М. Цвейичова) и осуществлена первая в мире постановка балета С. С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" (балетм. И. В. Псота, 1938). Подлинный расцвет балетного искусства наступил после освобождения Чехословакии от фашистских захватчиков (1945). Был создан ряд новых балетных коллективов как в крупных культурных центрах, так и в др. городах страны (Кошице, Либереце, Ческе-Будеёвице, Усти-над-Лабой, Опаве, Банска-Бистрице). Кроме того, сложились самостоятельные балетные труппы при Армейском художеств. ансамбле им. В. Неедлы и на Пражском телевидении. В 1964-70 существовал гастрольный коллектив Балет-Прага выступавший главным образом за рубежом.

Ведущими балетмейстерами нач. 50-х гг. были С. Махов (в Праге) и И. В. Псота (в Брно). Махов стремился создать новые балеты, связанные с традициями нац. театра и литературы, в то время как Псота бульшее внимание уделял постановке балетов из репертуара труппы Дягилева, а также балетов классич. наследия. В кон. 50-х гг. получили известность балетмейстеры Й. Немечек и Й. Блажек, позднее Л. Огоун и П. Шмок. Др. чехосл. хореографы - Э. Габздил, К. Тот, Й. Шкода, Й. Зайко, В. Унтермюллерова, Р. Карганек, Й. Мликовская, В. Йилек, А. Ланда. После 1945 чехосл. композиторами создано более 80 оригинальных балетных партитур. Среди них наиболее удачны балеты (в скобках фамилии балетмейстеров): З. Востршака - "Викторка" (1950, Махов) и "Снегурочка" (1956); Я. Гануша - "Отелло" (1959); Я. Бургхаузера - "Слуга двух господ" (1958), все - Немечек; М. Вацека - "Ветер в волосах" (1962, Блажек), "Возлюбленная семи разбойников" (1967, Шкода), "Счастливая семёрка" (1967, Карганек), "Метеор" (1967, Й. Нермут); З. Кршижека - "Баллада о моряке" (1961, Огоун); В. Буковы - "Хиросима" (1962, И. Экк).

Значит. часть репертуара балетных трупп ЧССР состоит из сов. балетов. Наиболее репертуарными являются балеты: "Бахчисарайский фонтан" (23 разл. постановки) и "Ромео и Джульетта" (20 постановок); кроме того, ставились - "Пламя Парижа", "Доктор Айболит", "Мирандолина"; "Виндзорские проказницы" Оранского, "Гаянэ", "Спартак", "Семь красавиц"; "Сотворение мира" Петрова, "Золушка", "Каменный цветок" и др. Первые постановки мн. сов. балетов за пределами СССР были осуществлены на чехосл. сцене.

Подготовка артистов балета ведётся в хореографич. отделениях консерваторий Праги, Брно, Братиславы, Остравы и Кошице. Курс обучения - 6-9 лет. Академии сценич. искусств в Праге и Братиславе готовят балетмейстеров, педагогов, теоретиков и историков танца.

Ведущие танцовщики 50-60-х гг. - М. Кура, О. Скалова, В. Йилек, Блажек, Карганек; 70-х гг. - М. Дротнерова, В. Харапес.

Крупнейший специалист в области истории, теории и критики балета в ЧССР - профессор Я. Реймозер, историки балета Э. Яцова и Б. Бродска, критики В. Вашут и Д. Пасекова. С 1963 выходит журнал "Tanecni listy" (10 раз в год).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Базель Города
Pas soubresaut, па субресо Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Подобен Церковная музыка
Цимбалы Музыкальные инструменты
Квинтовый круг Термины и понятия
Секста Термины и понятия
Гудок Музыкальные инструменты
Украинская музыка Национальные культуры
Трубадур Национальные культуры
Формализм Термины и понятия
Мелодекламация Термины и понятия
Нотография Термины и понятия

Реклама