Чехословацкий балет

'Рассказ о Яне'. Словацкий национальный театр в Братиславе. Балетм. И. Зайко

Чехословацкий балет

Сведения о раннем периоде истории балетного искусства в чешских землях и в Словакии очень бедны. Упоминания о придворных балах в Праге относятся к 1-й пол. 16 в. После присоединения Чехии к монархии Габсбургов (1620) религиозный, национальный и политический гнёт, а также разрушения Тридцатилетней войны задержали развитие национального искусства. В 17–18 вв. спектакли с танцами на музыку местных музыкантов (напр., П. Й. Вейвановского) исполнялись крепостными артистами в Яромержицеком, Товачовском и Кромержижском замках. Гастролировавшие в больших городах оперные труппы (чаще всего итал.) показывали балетные дивертисменты. В основанном в 1786 Патриотическом театре в Праге исполнялись арлекинады, сценки из жизни ремесленников, пантомимы. В 19 в., в период нац.-освободительного движения чеш. народа в прогрессивных кругах пробудился интерес к различным формам нар. искусства, в т. ч. и к танц. фольклору. Например, полька сначала стала распространённым бальным танцем, а затем вошла как характерный сценич. танец в балет. Большое место занимала балетная музыка и в творчестве чеш. музыкантов, с 17 в. работавших в разных странах Европы (например, П. Враницкого и А. Гировеца).

Балетная труппа, исполнявшая в основном танцы в операх и в драматич. спектаклях, существовала ещё во Временном театре, открытом в 1862 году, но настоящее развитие чеш. балета началось лишь в Чехословацком национальном театре. Его балетная труппа состояла сначала из 20 человек. В 1884 балетмейстером В. Рейзингером был поставлен балет «Гашиш» Коваржовица. В 1884–1900 и 1912–22 труппой руководил А. Бергер, поставивший ряд балетов-феерий, а также 2-й акт «Лебединого озера» (1888, в связи с приездом в Прагу П. И. Чайковского). В 1900–12 балет Национального театра возглавлял А. Вискузи. Он пост. балеты-пантомимы О. Недбала «Сказка о Гонзе» (1902), «Из сказки в сказку» (1908), «Принцесса Гиацинта» (1911), которые стали первыми произведениями чеш. нац. репертуара. Труппа исполняла классич. балеты («Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик»). Однако её профессиональный уровень до 1-й мировой войны оставался невысоким, постоянное приглашение итал. балерин (Дж. Пальтриньери и др.) не способствовало росту нац. исполнительского искусства. Первой чеш. прима-балериной в нач. 20 в. была А. Корецка. В репертуаре труппы преобладали балеты-феерии и балетные пантомимы, в которых главные роли исполняли драматич. актёры.

После образования самостоятельного государства (1918) развитие балета в стране ускорилось. Были созданы новые балетные труппы в Брно, Братиславе, Пльзене, Моравска-Остраве, Оломоуце. Ведущими хореографами этого периода были И. В. Псота (в Брно) и Й. Енчик (в Праге). Были поставлены балеты нац. композиторов (в скобках фамилии балетмейстеров): Б. Мартину — «Шпаличек» (1933, Енчик) и «Истар» (1924, Р. Ремиславский); В. Новака — «Синьорина Джовенту» и «Никотина» (оба — балетм. Я. Хладик, 1930); Ф. Шквора — «Доктор Фауст» (1926, Р. Ремиславский); Ф. Буриана — «Фагот и флейта» (1929, С. Махов). В Брно впервые в Чехословакии был поставлен советский балет — «Красный мак» (первая постановка за пределами СССР, 1935, балетм. М. Цвейичова) и осуществлена первая в мире постановка балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (балетм. И. В. Псота, 1938).

Подлинный расцвет балетного искусства наступил после освобождения Чехословакии от фашистских захватчиков (1945). Был создан ряд новых балетных коллективов как в крупных культурных центрах, так и в др. городах страны (Кошице, Либереце, Ческе-Будеёвице, Усти-над-Лабой, Опаве, Банска-Бистрице). Кроме того, сложились самостоятельные балетные труппы при Армейском художеств. ансамбле им. В. Неедлы и на Пражском телевидении. В 1964–70 существовал гастрольный коллектив Балет-Прага выступавший главным образом за рубежом.

Ведущими балетмейстерами нач. 50-х гг. были С. Махов (в Праге) и И. В. Псота (в Брно). Махов стремился создать новые балеты, связанные с традициями нац. театра и литературы, в то время как Псота бульшее внимание уделял постановке балетов из репертуара труппы Дягилева, а также балетов классич. наследия. В кон. 50-х гг. получили известность балетмейстеры Й. Немечек и Й. Блажек, позднее Л. Огоун и П. Шмок. Др. чехосл. хореографы — Э. Габздил, К. Тот, Й. Шкода, Й. Зайко, В. Унтермюллерова, Р. Карганек, Й. Мликовская, В. Йилек, А. Ланда.

После 1945 чехосл. композиторами создано более 80 оригинальных балетных партитур. Среди них наиболее удачны балеты (в скобках фамилии балетмейстеров): З. Востршака — «Викторка» (1950, Махов) и «Снегурочка» (1956); Я. Гануша — «Отелло» (1959); Я. Бургхаузера — «Слуга двух господ» (1958), все — Немечек; М. Вацека — «Ветер в волосах» (1962, Блажек), «Возлюбленная семи разбойников» (1967, Шкода), «Счастливая семёрка» (1967, Карганек), «Метеор» (1967, Й. Нермут); З. Кршижека — «Баллада о моряке» (1961, Огоун); В. Буковы — «Хиросима» (1962, И. Экк).

Значит. часть репертуара балетных трупп ЧССР состоит из советских балетов. Наиболее репертуарными являются балеты: «Бахчисарайский фонтан» (23 разл. постановки) и «Ромео и Джульетта» (20 постановок); кроме того, ставились — «Пламя Парижа», «Доктор Айболит», «Мирандолина»; «Виндзорские проказницы» Оранского, «Гаянэ», «Спартак», «Семь красавиц»; «Сотворение мира» Петрова, «Золушка», «Каменный цветок» и др. Первые постановки мн. сов. балетов за пределами СССР были осуществлены на чехосл. сцене.

Подготовка артистов балета ведётся в хореографич. отделениях консерваторий Праги, Брно, Братиславы, Остравы и Кошице. Курс обучения — 6–9 лет. Академии сценич. искусств в Праге и Братиславе готовят балетмейстеров, педагогов, теоретиков и историков танца.

Ведущие танцовщики 50-60-х гг. — М. Кура, О. Скалова, В. Йилек, Блажек, Карганек; 70-х гг. — М. Дротнерова, В. Харапес.

Крупнейший специалист в области истории, теории и критики балета в ЧССР — профессор Я. Реймозер, историки балета Э. Яцова и Б. Бродска, критики В. Вашут и Д. Пасекова. С 1963 выходит журнал «Tanecni listy» (10 раз в год).

В. Вашут
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Чехословацкая музыка

реклама

вам может быть интересно

Разработка Теория музыки
Антифон Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Рог Музыкальные инструменты
Балалайка Музыкальные инструменты
Еврейская музыка Национальные культуры
Таджикская музыка Национальные культуры
Двойной хор Термины и понятия
Сурдина Музыкальные инструменты
Сонатная форма Теория музыки
Фигура Термины и понятия
Dies irae, диес ире Церковная музыка

Реклама