Юбиляция (от лат. jubilatio, букв. — ликование) — в музыке христианского культа продолжительное, ликующего характера мелизматическое распевание последней гласной в слове (преим. alleluia, amen). Обычай вводить в богослужебные напевы орнаментальные вставки сложился в первые века христианства под влиянием вост. традиций. Юбиляция, поначалу импровизировавшаяся, оставалась единств. сферой неканонизированного муз. творчества в григорианском хорале; мелодич. развитие в ней основывалось на собственно муз. (внетекстовых) закономерностях (по выражению Августина, юбиляция — «это клич радости бессловесной»). Структуре юбиляции свойствен момент повторности, напр. aab, aabbc.
Юбиляция была обязат. принадлежностью напева аллилуйя, в торжеств. случаях она вводилась также в антифон, респонсорий. В 9 в. особенно развитые юбиляции стали подтекстовываться, что привело к возникновению жанра секвенции (1). В ср. века юбиляции называлась также невмой. Многочисл. юбиляции содержатся в мелодиях аллилуйя, приведенных в изд.: Monumenta Monodica Medii Aevi, Alleluia-Melodien I, Bd 7, Kassel — Basel, 1968.
Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 402–403, 410–11; Lасh R., Studien zur Entwicklungsgeschichte der ornamentalen Melopoie, Lpz., 1913; Wagner P., Koloraturen im mittelalterlichen Kirchengesang, «JbP», 1918, Jahrg. 25; Apel W., Gregorian chant, Bloomington, (1958); Gerson-Kiwi E., Halleluia and Jubilus in Hebreworiental chant, в сб.: Festschrift H. Besseler…, Lpz., 1961; Wiora W., Jubilare sine verbis, в сб.: In memoriam J. Handschin, Argentorati, 1962.
Т. С. Кюрегян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.