Тропарь

Категории словаря

позднегреч. troparion, уменьшит. от греч. tropos — троп

Жанр византийской, а позднее и древне-русской гимнографии. Первоначально - краткий припев к определ. фрагментам литургич. песнопения. Представляет собой муз.-поэтич. комментарий к священному тексту в честь святого или к.-л. события библейской истории. Ранние Т. писались ритмич. прозой; в связи с распадом антич. просодии и под влиянием семитической поэзии (гл. обр. Ефрема Сирина, 4 в.) возникли стихотворные Т. с опорой на словесное ударение. Жанр Т. подчинялся муз.-ритмич. и смысловым образцам и нередко сам становился моделью для др. произв. (см. Ирмос). Позднее, в составе кондака, Т. имел тонич. метрику со вставками силлаботоники и зачатками рифмы. Параллельно создавались самостоятельные ("автомелические"; др.-рус. самогласен) и "уподобительные" (др.-рус. подобен) Т., различавшиеся по функции в службе: стихира - Т., вторящий стиху псалма; ипакои - "отклик" на песнопение; богородичен - последний Т. в той или иной группе стихир и др.

При переводе и создании новых Т. в России (с 11 в.) силлаботоника была почти полностью утрачена, иногда вводилась простейшая рифма, соблюдалась поэтич. интонация стиха. Рус. Т. любого распева - небольшое песнопение, образованное последованием поэтич. и мелодич. строк; многие Т. основаны на гласовых попевках. Смысловые разделы поэтич. текста Т., как и других, подобных ему, песнопений, заканчиваются каден-ционными мелодич. оборотами (т. н. конечными попевками);

Тропарь знаменного распева "Глас господень". 8-й глас.

Т. обычно состоит из 2 или 3 таких разделов. Встречаются Т. единого строения.

Литература: Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Аверанцев С. С., Традиция греческой "диалектики" и возникновение рифмы, в кн.: Контекст. 1976, М., 1977; его же, Поэтика ранневизантийской литературы, М., 1977; Wellesz E. J., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Mitsakis К., The hymnography of the Greek church in the early Christian centuries, в кн.: Jahrbuch der цsterreichischen Byzantinistik, Bd 20, W., 1971.

H. Д. Успенский

реклама

вам может быть интересно

Шарманка Музыкальные инструменты
Респонсорий Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Дармштадт Города
Контратенор (Контртенор) Опера, вокал, пение
Двойной контрапункт Термины и понятия
Режиссура в балете Балет и танец
Бесконечная мелодия Термины и понятия
Волынка Музыкальные инструменты
Нигерийская музыка Национальные культуры
Музыковедение Термины и понятия
Напев Термины и понятия
Граммофон Музыкальные инструменты

Реклама