Сопрано (итал. soprano, от sopra — над, сверх, превыше).
1) Самый высокий женский голос. Основные разновидности сопрано — драматическое, лирическое и колоратурное. Различают также лирико-драматическое и лирико-колоратурное сопрано. Для сопрано характерно преобладание т.н. головного регистра на протяжении почти всего диапазона, за исключением небольшой группы низких звуков. Диапазон драм. и лирич. сопрано — от с1 до с3, колоратурного — до е3, в отд. случаях — до g3. В числе наиболее ярких оперных партий для драм. сопрано — партии Брунгильды («Гибель богов»), Турандот («Турандот» Пуччини), для лирико-драм. сопрано — Леоноры («Фиделио»), Маргариты, Аиды, Тоски, Татьяны, Лизы, Купавы, Наташи Ростовой, Катерины Измайловой, для лирико-колоратурного сопрано — Царицы ночи, Розины, Лакме, Джильды, Антониды, Людмилы; Марфы («Царская невеста»), Шемаханской царицы.
2) Высокие голоса мальчиков (дискантистов) и девочек. Диапазон с1 — а2.
3) Самая высокая партия в хоре. Партию первых сопрано в хоре исполняют лирич. сопрано как более мягкие голоса, а вторых — драматические, отличающиеся полнотой и силой звучания. Колоратурные сопрано из-за ярко выраженного вибрато в хоре применения не находят (в отд. случаях в хор включаются лирико-колоратурные сопрано). Диапазон партий в хоре — (а) с1 — а2 (с3).
Постепенно названием сопрано, введённым в 16 в., стали заменять употребительные ранее названия — лат. discantus, superius, франц. desus, англ. treble. Поскольку женщины не допускались в церк. хоры, носившие эти назв. партии верхнего голоса исполнялись т.н. тенорами-фальцетистами (tenorino — маленький тенор, alto naturale — натуральный, т. е. фальцетирующий тенор, в отличие от сопранистов, певцов-кастратов) и мальчиками. Они писались в относительно низком регистре, чтобы певцам не приходилось чересчур напрягать голос. Ныне хор. произв. того времени обычно печатаются с транспозицией вверх на интервал от секунды до квинты.
И. Г. Лицвенко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.