Мореска

Категории словаря

Мореска (итал. moresca, букв. — мавританская), морисданс — музыкально-танцевальная сцена (род балета).

В ряде европейских стран мореску считали своей национальной формой. Сценка символически воспроизводила борьбу христиан и мавров (9–15 вв.). Сопровождалась пением двух хоров, позднее солистов-певцов, пояснявших сюжет. В 16–17 вв. мореской часто завершались придворные празднества и представления комедий. Монтеверди ввёл мореску в финал оперы «Орфей» (1607).

Литература: Аrbeau Th., Orchesographie, Langres, 1588 (англ. пер. — L., 1925); Sachs С., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933 (англ. пер. — World history of the dance, N. Y., 1937, то же, L., 1938); Nettl P., Die Moresca, «AfMw», 1957, No 3; Heartz D., Un divertissement de palais pour Charles Quint, а Binche, в кн.: Les fкtes de la Renaissance, v. 2 — Fetes et ceremonies au temps de Charles Quint, P., 1960.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Мореска (итал. moresca, исп. morisca, франц. moresque, англ. morris dance, букв. — мавританская пляска) — музыкально-танцевальная сценка.

По традиции, танцовщику-«мавру» (с лицом, вымазанным тёмной краской, с деревянным мечом и щитом) к ногам привязывали колокольчики. Средневековые исполнители морески — странствующие труппы Средиземноморского побережья-символически воспроизводили борьбу христиан и мавров (9 — 15 вв.). Исполнение морески требовало участия двух хоров, сюжет морески включал элементы сценической игры и танца. В 14 в. представление морески включало выступления певцов-солистов, пояснявших сюжет.

Во многих европейских странах мореска считалась национальным зрелищем. В эпоху Возрождения мореска сначала перекочевала в придворные представления (интермедии, момерии, маски), а позже — в театральные. Здесь мореска утратила приметы народной игры (вплоть до потери маски «мавра») и превратилась в фигурный танец торжественного (иногда воинственного) характера.

В 17 в. мореска вошла в музыкальный театр (например, финал оперы «Орфей» Монтеверди, 1607). Ныне сохраняет исторический интерес.

В. М. Красовская
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Balance, балансе Балет и танец
Попевка Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Египетский балет Балет и танец
Пассаж Термины и понятия
Настройка Термины и понятия
Нотация Теория музыки
София музыкальная Национальные культуры
Секундаккорд Теория музыки
Осло музыкальный Национальные культуры
Вокальная музыка Музыкальные жанры и формы
Децибел Теория музыки
Сольмизация Теория музыки

Реклама