Сирийская музыка — искусство древних традиций. Хотя в силу исторических особенностей развития страны сирийская музыка в течение многих веков была одной из ветвей арабской музыки, она отличается национальной самобытностью. Ещё в глубокой древности ранние обществ. образования на территории совр. Сирии обладали развитой культурой. Об этом свидетельствуют многочисл. археологич. находки, в частности обнаруженный в сер. 1970-х гг. на Средиземноморском побережье Сирии образец древней муз. нотации (расшифрован совр. учёными). По мнению амер. музыковеда Р. Крокера, это — культовый гимн древнего Угарита, созданный ок. 3400 лет назад. На культуру Сирии оказали воздействие разл. цивилизации: её территория подвергалась постоянным нашествиям иноземцев, Сирию завоёвывали Др. Египет, хетты (16–12 вв. до н. э.), ассирийцы (8 в. до н. э.), с кон. 7 в. до н. э. она была провинцией Нововавилонского царства, затем подпала под власть Ахеменидов, в 333 вошла в состав державы Александра Македонского, с кон. 4 в. была областью гос-ва Селевкидов. В 64 до н. э. Сирия стала провинцией Римской империи, в кон. 4 в. — Византийской империи. После ряда попыток захвата со стороны Сасанидов Сирию в 7 в. завоевали арабы. Начался процесс арабизации и исламизации населения. С. м. развивалась в русле общей арабской культуры. Долгое время Сирия была одним из центров ср.-век. арабской цивилизации. В период Омейядского халифата (661–750) столица араб. гос-ва находилась в Дамаске. Двор халифов являлся средоточием блистательных поэтов, философов, художников и музыкантов. Атмосферу двора отличали роскошь, утончённость и гедонизм (таараб; понятие, специфическое для араб. эстетики). Период Омейядов характеризуется становлением классич. традиций.
Музыкантами-профессионалами были долгое время гл. обр. рабы, т. к. в отношении музыки исламом налагались суровые ограничения (она была причислена к запретным развлечениям). Многие разносторонне одарённые музыканты сочетали в одном лице певца, инструменталиста, сочинителя музыки и теоретика. В кон. 7 — нач. 8 вв. развернулась деятельность Ибн Мусаджиха — одного из первых араб. теоретиков, разработавших и обосновавших систему ладов. Он способствовал также формированию ряда вок. и инстр. жанров, ставших классическими. Существ. вклад в развитие теории и практики метроритмики внёс его ученик Муслим ибн Мухриз. Большое значение имело творчество Юнуса аль-Катаба, автора первого сборника песенных текстов «Книга о песнях» («Китаб фи ль-агани») и теоретич. труда «Книга о мелодии» («Китаб аль-пагм»), Ибн Сурайи, Мабада, а также певиц Джамиле, Аззы аль-Майлы, Ширин и др. В сер. 8 в. музыканты-профессионалы объединялись в гильдии, был выработан статут, определивший права членов этих гильдий.
С переносом столицы араб. гос-ва в Багдад (762) значение Дамаска снижается. Однако с сер. 9 в. активно развивается муз. наука (появились переводы теоретич. трудов с др. языков, в частности с греческого). Складывается система осн. ладов — макамов, метроритмич. формул — вазн, песенных жанров (см. ст. Арабская музыка).
После господства в Сирии Фатимидов (969-70-е гг. 11 в.), Айюбидов (1186–1260), крестоносцев (кон. 11 — кон. 12 вв.), сельджуков (1074–1117), мамлюкского владычества (со 2-й пол. 13 в.) страна оказалась под властью Османской империи (1516–1918). С этого времени в С. м., как и в муз. культурах мн. араб. стран, вошедших в состав Османской империи, начался период застоя. Наблюдалось сильное влияние турецкой музыки.
Традиционная С. м. характеризуется развитой ладовой системой, включающей макамы раст, хиджаз, ирак, сика и др. Наиболее распространено пение в сопровождении инстр. ансамбля. Характерные черты сирийской традиц. музыки, сложившиеся ещё в доисламский период, отражают особенности разл. этнич. групп страны. Нек-рые песенные жанры, в к-рых музыка и поэзия неразрывны, в т. ч. атаба (песня-жалоба, диалог, в к-ром чередуются эмоциональные сольные речитативы и коллективные ответы), ранние формы касыды, связаны с древней традицией бедуинов. На севере Сирии на традиц. музыке сказалось турецкое влияние. У алаувитов своеобразны песни в честь молодожёнов, к-рые исполняются шаирами (певцами-поэтами), поющими длинные фразы на одном дыхании (до состояния изнеможения). На юге воинств. песни друзов за неск. веков трансформировались в трудовые; оригинально песенно-танц. творчество курдов. На северо-востоке распространены сольные песни такасим — свободная импровизация в сопровождении однострун. смычкового инструмента ребаба, изредка ная (вид тростниковой флейты). В Сев. Сирии встречается архаич. тип пения загаль, в к-ром используется опевание одного звука (заметно влияние византийских песнопений). Песни загаль могут быть повествоват. характера (рассказ об историч. событиях), иногда — дидактического, а подчас связаны с символикой. Популярен вид речитативных песен шарги (шруги). Одна из его разновидностей — ля шарги (бытует в Центр. Сирии) имеет небольшой диапазон (приблизительно кварта), поётся в высоком регистре, последняя строфа подхватывается хором; каждая новая фраза начинается с затейливой вокализации, к-рой шаир как бы воодушевляется на импровизацию.
Для традиц. песен характерны тесная связь просодии и мелодики, строфич. строение текста, монодич. склад, допускающий дублировку в унисон или октаву (лишь иногда применяются выдержанные звуки или наложение партии солиста на продолжающий звучать хор), ограниченный диапазон, чередование солиста и хора. Существует неск. видов пения: такыль (тяжёлое) — своеобразная сольная декламация с элементами импровизационности (в этом типе широко используется мелизматика); хафиф (лёгкий) или сари (быстрый) — групповые песни, для к-рых типична регулярная метрика (обычно связаны с танцами). Из традиц. танц. жанров в Сирии популярен дабка (исполняется в оживлённом темпе, его танцуют девушки и юноши). Известны многочисл. разновидности дабки: дабка шейхания, дабка аланда нада и др. Песни, сопровождающие эти танцы, обычно имеют форму касыды (запевает шаир, хор подхватывает последние строфы, аккомпанируя себе хлопками в ладоши). В инстр. сопровождении применяется дарбукка (продолговатый барабан из глины или металла с одной мембраной; даёт высокий, чистый тон). К этому инструменту иногда добавляются най и его разновидность шебаба, мизмар (он же мезвег или аргуль; тип двойного тростникового гобоя, характерная черта к-рого — одноврем. звучание мелодич. линии и выдержанного бурдонного тона), дафф (бубен). Популярен также танец самах — более медленный, исполняется чаще девушками; к обычным аккомпанирующим инструментам иногда добавляется ребаб. Известностью пользуются аль сиюф (танец с мечами, бытует только в сельской местности), бедуинские танцы — хадуни, аля далсуна, зарзауи, абаляля и др. (исполняются под аккомпанемент одних ударных).
В Сирии распространены муз. инструменты, типичные для араб. стран: уд (араб, лютня), нашаткар (тип лютни с металлич. струнами), канун (72-струнная цитра), скрипка (в араб. строе), разл. духовые, ударные, в т. ч. мизхар (барабан, мембрана к-рого крепится на большой раме), кус (большой котлообразный барабан), тар (большой барабан), нагара (малые литавры), халилие (медные тарелочки). В традиц. музыке инструменты выполняют аккомпанирующую функцию. Они либо дублируют вок. партию, либо подчёркивают ритмич. акценты.
Существ. место в муз. иск-ве Сирии занимает культовая музыка. Уже в первые века н. э. образовались ранние христианские общины, в литургиях к-рых немаловажная роль принадлежала музыке, гл. обр. вокальной, оказавшей влияние на развитие византийских песнопений. Церемониал литургии разрабатывался крупнейшими схоластами, в т. ч. св. Ефремом, к-рый был также автором религ. гимнов. В христианских общинах Сирии развивались своеобразные традиции церк. музыки, отличающиеся, напр., от турецких, иракских. Однако везде использовались 8 гласов — кинто. Для каждой недели выбирались 2 гласа, к-рые в течение данной недели ежедневно чередовались. Напр., одну неделю — первый (кадмойо) и пятый (хмишойо) гласы, следующую — второй (трайоно) и шестой (штитхойо), далее третий (тлитхойо) и седьмой (шбиойо), четвёртый (рбиойо) и восьмой (тминойо). Последовательность нарушается только в дни церк. празднеств. Молитвы и песнопения выстроены в сложную систему соответственно церковному году. Используются тексты Псалтири. Сирийская служба представляет собой вид литургич. драмы, где ведущий (солист) исполняет роль Христа, хор — ангелов. Полная литургия состоит из маанит (гимн в честь Всевышнего), кадишу (sanctus), благодарственных молитв, чтении из Евангелия и т. д. Литургич. музыка сохранилась поныне в немногих действующих монастырях, представляющих сирийскую ортодоксальную церковь.
Распространение в Сирии ислама (началось в 30-40-х гг. 7 в.; большая часть верующих — сунниты, существуют также шииты-имамиты и ряд др. шиитских сект) привело к появлению специфич. жанров. Таковы адан (призывы муэдзинов к молитве), декламация сур из Корана, позднее — религ. гимны мувaшшах. В ср. века сложилась традиция зикра (дикра) — коллективного мистич. церемониала, включающего речитации молитв. религ. гимны и инстр. музыку. В этом продолжительном церемониале принимают участие неск. муншедов (канторов) и все члены религ. братства. Зикр состоит из ряда разделов (фазль), каждый из к-рых построен по определённым, строго установленным правилам. Гимны и песнопения исполняются в соответствующих макамах и в определ. метро-ритмах (напр., уадат, экрек). Для мелодий зикра характерны долго тянущиеся звуки, преобладает восходящее мелодич. движение (в диапазоне, несколько превышающем октаву). Из муз. инструментов в зикре применяются тар, нагара, халилие и най. Сложная структура церемониала (дополнит. усложнение — возрастающая эмоциональность исполнения, выраженная в убыстрении движения и вхождении в религ. экстаз) диктует необходимость соблюдения множества условностей для синхронизации действий участников. И музыка зикра, и все движения связаны с символикой. Сложность этого церемониала требует большого иск-ва от муншедов, среди к-рых известностью пользовались Мухиддин Ахмед, Хадж Махмуд аш-Шейх и др.
В сер. 19 в. в светской музыке получили распространение жанры таксим, башраф, мауаль (инструментальные), светская разновидность мувашшах (вокальный). Оживилась муз. жизнь, начали создаваться муз. т-ры, муз. клубы. Появились первые сирийские композиторы. Важную роль сыграла творч. деятельность Абу Халиля аль-Каббани, автора муз.-сценич. произв. и сочинений для инстр. ансамблей. Существен вклад в развитие теории араб. музыки Михаила Аллаверде (автора ряда науч. трудов) и его младших современников Магди аль-Укейли, Али Дервиша, а также теоретика, педагога и скрипача Тауфика ас-Сабаха. Росту нац. муз. кадров способствовала деятельность композитора и исполнителя на нар. инструментах Мустафы аль-Башнака. По его инициативе в Халебе (Алеппо) была основана муз. школа (1870-е гг.), где молодые музыканты обучались пению и игре на нац. инструментах. Школа стала важным центром сирийской муз. культуры.
Процесс возрождения нац. форм музыки продолжался и в 1-й четв. 20 в. Он нашёл отражение в творчестве Ахмеда Обри, Камиля Шембира и особенно Амара аль-Баджа, автора касыд и мувашшахов (творч. дружба связывала его с известным егип. музыкантом Саидом Дервишем). В это же время усилилось проникновение в Сирию зап.-европ. культуры (в связи с установлением франц. господства, 1919–43).
Под влиянием выступлений егип. театр. трупп, а также творчества С. Дервиша (создателя араб. оперетты) стали развиваться разл. муз.-сценич. жанры. Среди композиторов 30-40-х гг.- Фуад Хассун, Фарид Сабри, Абд аль-Лятиф ан-Набки, Фуад Махфуз, работавшие преим. в области инстр. музыки.
Планомерное и всестороннее развитие муз. культуры страны началось после завоевания Сирией независимости (1943, полная политич. независимость 1946). Вопросами муз. строительства занимается Мин-во культуры и нац. ориентации. Большое внимание уделяется воспитанию проф. муз. кадров, к-рые готовят консерватории в Дамаске и Халебе, а также Ин-т преподавателей музыки при ун-те в Дамаске. Дамасская консерватория (осн. в 1962 на базе Ин-та вост. музыки, возникшего в 1950; директор Сольхи аль-Уадди; среди её преподавателей — ряд сов. специалистов). Имеет 2 отделения — нац. и зап. музыки, неск. факультетов — фп., струнный и нац. инструментов. При консерватории созданы ансамбли скрипачей, виолончелистов, а также единственный в стране камерный оркестр (рук. аль-Уадди), репертуар к-рого включает произв. европ. и нац. композиторов. Консерватория в Халебе (осн. в 1963 на базе Ин-та музыки, открытого в 1955; директор Хашем Фанса) также состоит из 2 отделений — нац. и зап. музыки. Ин-т преподавателей музыки (с 2-годичным курсом обучения) готовит педагогов для муз. и общеобразоват. школ.
Активным популяризатором музыки выступает Гл. управление радиовещания и телевидения Мин-ва информации Сирии. Нац. радиовещание начало работать в 1950 (его центры находятся в Дамаске и Халебе), телевидение — в 1960 (ведёт передачи из Дамаска). Муз. программы наряду с национальной включают музыку др. араб. стран, а также европ. классику. При Дамасском радио имеется 2 высокопроф. орк. коллектива — традиционного араб. типа (включает скрипки в араб. строе, виолончели и контрабасы; создан в нач. 1950-х гг., дир. Тайсыр Акыль, с кон. 1960-х гг.- Ясин Ааше) и Гос. фольклорный ансамбль (руководитель Эмин Хаят). Получил известность также хор Дамасского радио.
Среди др. муз. коллективов — любительская оперная труппа в Халебе (худ. рук. Ованес Костанян), Большой оркестр Дамасского ун-та, духовой бэнд Сирийской армии в Дамаске (дир. Абд аль-Гауад Хегази) и др.
Особое внимание уделяется в Сирии любительским муз. ансамблям. В разл. р-нах Сирийской Арабской Республики проводятся многочисл. фольклорные фестивали с целью выявления наиболее одарённых певцов, музыкантов, танцоров. Широко известны фольклорные ансамбли Халеба, Хомса, селений Арманиз, Сармин, а также курдский (в Ифрине) и черкесский (в Дамаске) ансамбли, представляющие иск-во нац. меньшинств. В сер. 60-х гг. при Мин-ве культуры создан нац. ансамбль песни и пляски «Омайя» (из 80 артистов; с ансамблем работали сов. хореографы), пропагандирующий сирийское муз. иск-во в стране и за рубежом (гастролировал в СССР в 1973, участвовал в Карфагенском фестивале в Тунисе в 1975). В его репертуаре как фольклорные танцы, так и театрализованные постановки (борьба за независимость, жанровые сценки и др.). И поныне одним из популярных муз. жанров остаётся песня, сочетающая черты традиц. С. м. и совр. араб. эстрады (влияние егип. певцов М. Абд аль-Ваххаба и Умм Кульсум, ливанской певицы Файруз и др.). Исполнители чаще всего являются авторами своих песен, им аккомпанируют большие ансамбли смешанного типа, нередко — хоры. Наиболее известны певцы и певицы Ахмед Сабуни, Мутыйя Масри и особенно Сабах Фахри, часто выступающая за рубежом. Многочисл. певцы и оркестры такого стиля (в Дамаске, Халебе, Хомсе и др. городах), аккомпанирующие пению, «танцам живота» и др. развлекательным программам, представляют значит. слой совр. муз. культуры Сирии.
В муз. жизни Сирии 60-70-х гг. наметились новые тенденции. Они связаны с деятельностью Высшего совета по делам иск-в, лит-ры и социальных наук, поощряющего наиболее талантливых творч. работников (учреждены гос. премии, в т. ч. в области музыки), Совета по развитию инстр. музыки, Союза артистов (осн. в 1947 как профсоюз, объединяющий музыкантов и певцов, с 1967 в него входят все артисты). В связи с нац.-освободит. борьбой сирийского народа широкое распространение получил жанр патриотич. музыки (гл. обр. песни для солистов в сопровождении хора и оркестра), здесь выделяются произв. Тауфика Башура.
Новые тенденции наметились в композиторском творчестве. Длит. время композиторы придерживались норм традиционного иск-ва. Таковы многие песни и произв. для араб. оркестра Дариса аль-Атроша, Нишана Сахат Кудси, Шауфика Шабиба, Сами аш-Шауа, Мухаммеда Хассен аш-Шуджана и др. В 60-70-х гг. нек-рые музыканты начали использовать совр. принципы и технику композиции (чаще с опорой на нац. муз. материал), среди них — аль-Уадди (учился в ГДР, автор камерно-инстр. и фп. соч.), Хашем аль-Фанса (в 1971 побывал в СССР, ему принадлежат обработки традиц. песен), Нури Рухейбани (учился в ГДР, в 1957 и 1978 приезжал в СССР; автор камерных сочинений и балета), Дия Фадль ас-Суккари (учился в Париже; автор симф. произв.), Ибрахим ад-Дервиш, Фадль ас-Сарадж (руководитель хор. коллектива, автор мн. хор. песен), Ахмед Рифаи (учился в Москве), Селим Срва, Абдусалям Сафар, Уадди ас-Сайи и др.
Существ. вклад внесли в С. м. музыканты-исполнители, в т. ч. скрипачи Наджми Сукари (учился в Москве) и Райяд Кудси (учился в ЧССР); пианист Хозван Зиркли (1-я пр. на Всеараб. конкурсе пианистов); исполнители на нац. инструментах Селим Ксур и Хасан Хашим Джемель (най), Омар Накишбенди и Аднан Мустафа Элюш (уд), Мухаммед Раджаб (нашаткар); исполнители традиц. песен Хасан Бахджад, Мухаммед Атаба, Радир Шалиль, Лямри Дандаши, Хамед Искандер, Шаркауи и др. Широко бытует совр. поп-музыка, получившая нац. преломление (эстр. певцы Шакир Брехан, Наим Хамди, вок.-инстр. ансамбль «Сайд Дервиш» и др.). Новые для Сирии явления — музыка к фильмам, выпуск грампластинок, становление нац. музыковедения. Нац. иск-ву посвящены труды Маджди Акыли, Аднана бин Дзреля, статьи Самима Шарифа, фольклорные исследования Хасана Асаба и др. Мн. статьи о С. м. печатаются в газ. «Ас-Сахафа аль-Усубуйя».
Постоянно расширяется культурный обмен с др. странами (особенно арабскими), развиваются культурные контакты с СССР (в этом плане особое значение имеет деятельность Сов. культурного центра в Дамаске, в зале к-рого выступают как советские педагоги, работающие в Сирии, так и приезжающие на гастроли артисты).
Литература: Воnvin L., On Syrian liturgical chant, «MQ», 1918, v. 4, No 4; Jeannin J., Melodies liturgiques syriennes et chaldeennes, P., (1923); Husmann H., The practice of Organum in the liturgical singing of the Syrian churches, в кн.: Aspects of Medieval and Renaissance music, N. Y., 1966; Аднан бин Дзрель, Музыка в Сирии, Дамаск, 1969 (на араб, яз.); Jargy S., La musique arabe, P., 1971; его же, The folk music of Syria and Lebanon, «World of music», 1978, No 1; Mahdi S. el, La musique arabe, P., 1972; Michaelides N., Das Grundprinzip der altarabischen Quasidah in der musikalischen Form syrischer Volkslieder, Halle, 1972 (Diss.); Touma H. H., Die Musik der Araber, Wilhelmshaven, 1975.
Дж. К. Михайлов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.