Академия

Категории словаря

Академия

1) Название многих научных учреждений, об-в и учебных заведений. Слово «Академия» происходит от имени мифич. героя Академа (Akadnmos), в честь к-рого была названа местность вблизи Афин, где в 4 в. до н. э. Платон читал лекции своим ученикам. В Италии первые А. возникли во 2-й пол. 15 в.как свободные об-ва, независимые от гор. и церк. властей, объединявшие философов, учёных, поэтов, музыкантов, знатных и просвещённых любителей и ставившие своей целью поощрение и развитие наук и иск-в. Они пользовались материальной поддержкой своих членов (большинство к-рых принадлежало к аристократич. кругам) и находились под покровительством княжеских и герцогских дворов. Одно из таких объединений было основано в 1470 при дворе герцога Лоренцо Медичи во Флоренции и названо академией в честь др.-греч. философской школы Платона. В 16–17 вв. А. получили в Италии широкое распространение (насчитывалось св. 1000 А.) и, по свидетельству современников, интерес к ним доходил до «неистовой страсти». Учёные диспуты, концерты, муз. и поэтич. соревнования являлись основой деятельности А. Роль их в утверждении светской культуры была очень велика. А. способствовали распространению гуманистич. идей, формированию нового художеств. стиля.

Существовали Академии двух типов:

а) учёные общества, смешанные по составу членов, в деятельности к-рых наряду с диспутами, лит. чтениями большое место занимало музицирование. Такие А. были в Венеции — A. Pellegrina (осн. 1550), во Флоренции — A. della Crusca (осн. 1582), в Болонье — A. della Galati (осн. 1588) и A. dei Concordi (осн. 1615) и во мн. др. городах. Наиболее известна римская A. dell’Arcadia (осн. 1692), объединявшая знатных аристократов, учёных, поэтов, музыкантов. Её членами («пастушкбми») были мн. видные итал. музыканты, скрывавшиеся за поэтич. псевдонимами: так, А. Скарлатти именовался Терпандром, А. Корелли — Аркимелло, Б. Паскуини — Протико, и т. д. Собрания А. (празднества по античным образцам, поэтич. и муз. соревнования и т. п.) происходили на лоне природы. Здесь члены А. отдыхали от официальных придв. церемоний; обращаясь к наивной пасторальности, они выражали этим стремление к естественности, слиянию с природой;

б) организации, объединявшие проф. музыкантов и любителей музыки. Деятельность этих А. была направлена на развитие и изучение муз. иск-ва. Они устраивали публичные и закрытые концерты, занимались изысканиями в области истории и теории музыки, муз. акустики, основывали муз. учебные заведения, ставили оперные спектакли (напр., в A. degli Invaghiti в Мантуе в 1607 состоялось первое исполнение оперы «Орфей» Монтеверди). Наиболее известной А. этого типа была Болонская филармоническая академия (осн. 1666). Для того чтобы быть принятым в её члены, требовалось выдержать труднейшие муз.-теоретич. испытания. Членами этой А. были итал. и иностранные композиторы: Дж. Бассани, Дж. Торелли, А. Корелли, Дж. Б. Мартини, В. А. Моцарт, Й. Мысливечек, М. С. Березовский, Е. И. Фомин и др. К А. по характеру деятельности была близка Флорентийская камерата (осн. в 1580 меценатом Дж. Барди), с к-рой связано возникновение оперы. Во Франции известность получила Академия поэзии и музыки (Acadйmie de poйsie et de мusique), осн. в 1570 в Париже поэтом, лютнистом и комп. Ж. А. Баифом.

2) В 18 — 1-й трети 19 вв. в Италии и др. зап.-европ. странах название авторских концертов, устраивавшихся композиторами, а также муз.-исполнительских публичных собраний (концертов), к-рые организовывались содружествами любителей музыки. В России подобного рода А. начали возникать в конце 18 в., первая — в 1790 в Петербурге. Несколько позднее в Москве была организована Муз. А. (для дворян), её старшиной являлся H. M. Карамзин. В 1828 в Петербурге директор Придв. певческой капеллы Ф. П. Львов осн. Муз. А. с целью «приятного препровождения свободного времени и преуспевания в образовании и усовершенствовании музыкальных вкусов». Как отмечают современники, действит. членами этой А. были исключительно любители музыки.

3) Название нек-рых современных, гл. обр. высших, муз. учебных заведений, напр.: Королевская А. музыки в Лондоне, А. музыки и сценич. иск-ва в Вене, Зальцбурге, Национальная академия «Санта-Чечилия» в Риме, Муз. А. (консерватория) в Белграде, а также некоторых оперных т-ров (Национальная А. музыки и танца — официальное назв. парижского т-ра «Гранд-Опера»), разл. научных (напр., Гос. А. художеств. наук в Москве, ГАХН, 1921–32), конц. и др. учреждений (А. грампластинки им. Ш. Кро, А. танца в Париже и др.).

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Ломбардский ритм Теория музыки
Вена музыкальная Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Ракоходное движение Теория музыки
Пошетта Музыкальные инструменты
Dal segno, даль сeньо Теория музыки
Духовный стих Термины и понятия
Квинтоль Теория музыки
Академизм в балете Балет и танец
Афганская музыка Национальные культуры
Контральто Опера, вокал, пение
Мадригал Музыкальные жанры и формы
Каденция, каданс Теория музыки

Реклама