Политональность

Категории словаря

Политональность (от греч. polus — много и тональность) — особый вид ладотонального изложения, составная (но единая) система звуковысотных отношений, применяемая преимущественно в современной музыке. Политональность — «не сумма нескольких тональностей…, а сложный их синтез, дающий новое ладовое качество — опирающуюся на политонику ладовую систему» (Ю. И. Паисов). П. может иметь вид объединения разнотональных аккордов (аккордовая П.), разнотональных мелодич. линий (мелодич. П.) и объединения аккордов и мелодич. линий (смешанная П.). Внешне П. иногда выглядит как наложение друг на друга тонально разобщённых субструктур (см. пример ниже).

П., как правило, имеет единый центр («политонику», по Паисову), к-рый, однако, является не монолитным (как в обычной тональности), а множественным, полигармонически расслоённым (см. Полигармония). Части его («субтоники», по Паисову) используются по типу тоник простых, диатонических тональностей (в таких случаях П. — «псевдохроматическое» целое, по В. Г. Каратыгину; см. Полиладовость).

С. С. Прокофьев. «Сарказмы», No 3.

Общая основа для возникновения П. — сложная (диссонантная и хроматизированная) ладовая структура, в к-рой может сохраняться терцовое строение аккордов (особенно на уровне субаккордов). Политоника примера из «Сарказмов» Прокофьева — полиаккорд b — des(cis) — f — ges(fis) — a — это единый сложный центр системы, а не два простых, на к-рые он, конечно, разложим (трезвучия b-moll и fis-moll); поэтому и система в целом несводима ни к одной обычной тональности (b-moll), ни к сумме двух (b-moll + fis-moll). (Подобно тому, как всякое органич. целое не равно сумме своих частей, созвучание разнотональных субструктур сплавляется в несводимую к одноврем. сочетанию двух или неск. тональностей макросистему: «синтез во время слушания», политональные голоса «окрашиваются в одну доминирующую тональность» — В. В. Асафьев, 1925; соответственно, такая макросистема не должна называться именем к.-л. одной старой монотональности, тем более — именем двух или нескольких старых монотональностей, напр. нельзя сказать, что пьеса Прокофьева — см. нотный пример — написана в тональности b-moll.)

Понятию P. родственны понятия полиладовость, полиаккорд, поли- гармония (различие между ними то же, что и между коренными понятиями: тональность, лад, аккорд, гармония). Главный критерий, свидетельствующий о наличии именно П. как одноврем. развёртывания разл. тональностей, — условие, чтобы каждая из них была представлена не одним созвучием (или фигурацией без гармонич. смен), а отчётливо слышимым функциональным доследованием (Г. Эрпф, 1927; Паисов, 1971).

Нередко понятия «полиладовость», «полиаккорд» и «полигармония» ошибочно смешиваются с P. Повод для смешения понятий полиладовости или полиаккорда с П. обычно даёт неправильное теоретич. истолкование данных восприятия: напр. осн. тон аккорда принимается за осн. тон (тонику) тональности или, напр., сочетание C-dur и Fis-dur как аккордов (см. тему Петрушки из одноим. балета И. Ф. Стравинского, нотный пример на полосе 329) принимается за сочетание C-dur и Fis-dur как тональностей (т. е. аккорды ошибочно обозначаются термином «тональность»; эту ошибку делает, напр., Д. Мийо, 1923). Поэтому большинство приводимых в литературе примеров П. в действительности её не представляет. Вырывание гармонич. пластов из сложнотонального контекста даёт те же (неверные) результаты, что и вырывание из простого тонального контекста гармоний отдельных голосов в фуге (напр., бас в стретте фуги b-moll Баха, «Хорошо темперированный клавир», 2-й том, такты 33–37, оказался бы в локрийском ладу).

Прообразы полиструктур (П.) можно усматривать в нек-рых образцах нар. музыки (напр., сутартинес). В европ. многоголосии ранняя предформа П. — ладовая двухслойность (поcл. четв. 13 — первая четв. 15 вв.) с характерной «готической каденцией» типа:

cis — d
gis — a
e — d

(см. Каденция).

Глареан в «Додекахорде» (1547) допускал одноврем. сочетание представленных разными голосами разл. ладов. Известный пример П. (1544) — «Еврейский танец» X. Нёйзидлера (в издании «Denkmaler der Tonkunst in Osterreich», Bd 37) — в действительности представляет не П., а полиладовость. Исторически первый «политонально» записанный фальшивый полиаккорд — в заключит. тактах «Музыкальной шутки» В. А. Моцарта (K.-v. 522, 1787):

Изредка явления, воспринимаемые как П., встречаются в музыке 19 в. (М. П. Мусоргский, Картинки с выставки, «Два еврея»; Н. А. Римский-Корсаков, 16-я вариация из «Парафраз» — на тему, предложенную A. П. Бородиным). Явления, именуемые П., свойственны музыке 20 в. (П. Хиндемит, Б. Барток, М. Равель, А. Онеггер, Д. Мийо, Ч. Айве, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, К. Шимановский, B. Лютославский и др.).

Литература: Каратыгин В. Г., Рихард Штраус и его «Электра», «Речь», 1913, No 49; его же, «Весна священная», там же, 1914, No 46; Мило Д., Маленькое разъяснение, «К новым берегам», 1923, No 1; его же, Политональность и атональность, там же, 1923, No 3; Беляев В., Механика или логика?, там же; его же, Igor Stravinsky’s «Les Noces», L., 1928 (сокр. рус. вариант в изд.: Беляев В. М., Мусоргский. Скрябин. Стравинский, М., 1972); Асафьев Б. В. (Иг. Глебов), О политональности, «Современная музыка», 1925, No 7; его же, Хиндемит и Казелла, «Современная музыка», 1925, No 11; его же, Предисловие в кн.: Казелла A., политональность и атональность, пер. с итал., Л., 1926; Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, М.-Л., 1937, М., 1966; его же, Мысли о современной гармонии, «СМ», 1962, No 10; его же, Современная гармония и ее историческое происхождение, в сб.: Вопросы современной музыки, 1963, в сб.: теоретические проблемы музыки ХХ века, М., 1967; его же, Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Оголевец А. С., Основы гармонического языка, М.-Л., 1941, с. 44–58; Скребков С., О современной гармонии, «СМ», 1957, No 6; его же, Ответ В. Беркову, там же, No 10; Берков В., Еще о политональности. (По поводу статьи С. Скребкова), там же, 1957, No 10; eго же, Спор не окончен, там же, 1958, No 1; Блок В., Несколько замечаний о политональной гармонии, там же, 1958, No 4; Золочевський B. Н., Про полiладотональнiсть в украпнськiй радянськiй музицi та iп народнi джерела, «Народна творчiсть та етнографiя», 1963. кн. 3; его же, Модуляцiя i полiтональнiсть, в сб.: Украiнське музикознавство. вiп. 4, Киiв, 1969; его же, Про модуляцiю, Кипв, 1972, с. 96–110; Коптев С., К истории вопроса о политональности, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып.1, М.,1967; его же, О явлениях полиладовости, политоникальности и политональности в народном творчестве, в сб.: Проблемы лада, М., 1972; Холопов Ю. Н., Современные черты гармонии Прокофьева, М., 1967; его же, Очерки современной гармонии, М., 1974; Юсфин А. Г., Политональность в литовской народной музыке, «Studia musicologica Academiae scientiarum Hungaricae», 1968, t. 10; Антанавичюс Ю., Аналогии принципов и форм профессиональной полифонии в сутартине, «Народное творчество», Вильнюс, 1969, No 1; Дьячкова Л. С., Политональность в творчестве Стравинского, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, м., 1970; Киселёва Е., Полигармония и политональность в творчестве C. Прокофьева, в сб.: вопросы теории музыки, вып. 2, M., 1970; Pаисо В. Ю., Еще раз о политональности, «СМ» 1971, No 4; его же, Проблемы политональной гармонии, 1974 (дисс); его же, Политональность и музыкальная форма, в сб.: Музыка и современность, вып. 10, М., 1976; его же, Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века, М., 1977; Вянцкус A., Теоретические основы полиладовости и политональности, в сб.: Menotyra, вып. 1, Вильнюс, 1967; его же, Три вида политональности, «СМ», 1972, No 3; его же, Ладовые формации. Полиладовость и политональность, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 2, м., 1973; Xанбекян А., Народная диатоника и её роль в политональности А. Хачатуряна, в сб.: Музыка и современность, вып. 8, М., 1974; Deroux J., La musique polytonale, «RM», 1921; Koechlin M. Ch., Evolution de l’harmonie. Periode contemporaine…, в кн.: Encyclopedie de la musique et dictionnaire du conservatoire, fondateur A. Lavignac, (v. 6), pt. 2 P., 1925; Erpf H., Studien zur Harmonie- und Klangtechnik der neueren Musik, Lpz., 1927; Mersmann H., Die Tonsprache der neuen Musik, Mainz, 1928; его же, Musiklehre, В., (1930); Terpander, The Role of Polytonality in modern music, «The Musical Times», 1930, Dec; Machabey A., Dissonance, polytonalite et atonalite, «RM», 1931, v. 12; Nьll E. v. d., Moderne Harmonik, Lpz., 1932; Hindemith P., Unterweisung in Tonsatz, (Tl 1), Mainz, 1937; Pruvost Вrudent, De la polytonalite, «Courier musicale», 1939, No 9; Sikorski K., Harmonie, cz. 3, (Kr., 1949); Wellek A., Atonalitat und Polytonalitat — ein Nachruf, «Musikleben», 1949, Jahrg. 2, H. 4; Klein R., Zur Definition der Bitonalitat, «ЦMz», 1951, No 11–12; Boulez P., Stravinsky demeure, в сб.: Musique russe, P., 1953; Searle H., Twentieth century counterpoint, L., 1955; Karthaus W., Das System der Musik, В., 1962; Ulehla L., Contemporary harmony, N. Y., 1966; Linde B. v. d., Polytonality; another case of atonality?, в сб.: Communications of the university of south Africa Pretoria, 1969.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Болонья музыкальная Национальные культуры
Мотив Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Перхули Балет и танец
Кипрская музыка Национальные культуры
Тустеп Балет и танец
Фисгармония Музыкальные инструменты
Массовая песня Опера, вокал, пение
Запев Опера, вокал, пение
Уругвайская музыка Национальные культуры

Реклама