Полиладовость

Категории словаря

от греч. polus — многий и лад

Сложный лад, объединяющий элементы различных ладов при одной тонике. Одноврем. звучание элементов разных ладов создаёт специфический для П. многокрасочный эффект.

С. С. Прокофьев. "Обручение в монастыре", окончание 2-й картины.

Этот эффект наиболее отчётлив при ярко выраженной тонике, однако он достижим и при тонике менее определённой, если определённы (напр., диатоничны) смешиваемые ладовые звукоряды:

И. Ф. Стравинский. "Весна священная", "Игра двух городов".

П. родственна хроматич.-вариантная переменность ступеней в ладах рус. нар. музыки ("изменённые ступени" при "хроматизме на расстоянии", А. Д. Кастальский); совмещение их в пределах одной ладовой структуры создаёт возможность и одновременного их звучания. Полиладовые обороты иногда встречаются в позднесредневековой и ренессансной полифонии (Г. де Машо), появляясь под влиянием развивающегося хроматизма (ладовая двухслойность, см. Политональность; musica ficta и musica falsa). Исключит. образец П. 1-й пол. 16 в. - "Еврейский танец" X. Нёйзидлера (приводимый обычно как образец политональности), где настоящая П. применена как спец. выразит. средство (ладовые устои е, h, dis):

В эпоху барокко и в классико-романтич. период П. изредка возникает гл. обр. вследствие совмещения разновидностей одного лада (напр., мелодия., натуральных и гармонич. видов минора; у И. С. Баха во 2-й части "Итальянского концерта" и др. ч). П. повсеместно распространена в музыке 20 в., т.к. является естеств. формой функционирования хроматической ладовой системы.

Литература: Холопов Ю. Н., О современных чертах гармонии С. Прокофьева, в сб.: Черты стиля С. Прокофьева, М., 1962; его же, О трех зарубежных системах гармонии, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966; Tюлин Ю. Н., Современная гармония и ее историческое происхождение, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Дьячкова Л. С, Политональность в творчестве Стравинского, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970; Коптев С. В., О явлениях полиладовости, политоникальности и политональности в народном творчестве, в сб.: Проблемы лада, М., 1972; Pривано И. Г., Хрестоматия по гармонии, ч. 4, М., 1973, гл. 11; Вянцкус A. A., Ладовые формации. Полиладовость и политональность, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 2, М., 1973.

Ю. Я. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Тибетская музыка Национальные культуры
Вакханалия Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Вёрджинел Музыкальные инструменты
Труба Музыкальные инструменты
Цыганская музыка Национальные культуры
Барселона Города
Москва Города
Венгерская музыка Национальные культуры
Комедия-балет Балет и танец
Зингшпиль Музыкальные жанры
Пассакалья Музыкальные жанры

Реклама