Музыкальная культура

Категории словаря

Если исходить из того, что культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что музыкальная культура — это, с одной стороны, часть общей культуры, с другой — показатель уровня этой общей культуры.

Мы говорим о музыкальной культуре того или иного общества, независимо от степени его цивилизованности. Собственную музыкальную культуру имеют народности и даже племена, очень далекие от общего стиля жизни современного мира. Если у них есть песни и танцы, музыкальные инструменты, пусть даже самые примитивные, — все это вместе и будет их музыкальной культурой.

Ну, а что касается современной музыкальной культуры развитых стран, то она включает в себя очень многое, в том числе и ценности, накопленные во многих странах на протяжении веков и тысячелетий. В ней уже невозможно вычленить прошлое и настоящее, национальное и общее.

Музыкальная культура не может развиваться замкнуто, изолированно. Для ее нормального существования необходимы межнациональные контакты, взаимные влияния различных, порой противоположных школ, течений, направлений. Миграция музыкантов, как и зодчих, происходила в Европе начиная со средневековья. Она продолжается и по сей день, соответственно распространившись на другие части света. Если в эпоху Возрождения и барокко музыканты существовали либо как вольные, странствующие, либо состояли на службе у феодалов, королей, епископов, то начиная с XVIII века во всем мире практикуется система контрактов, по которым музыкант (композитор, исполнитель, педагог) нанимается на работу на небольшой срок. При этом в условиях контракта оговаривается деятельность этого музыканта, зарплата, обстоятельства расторжения договора. Разумеется, по обоюдному соглашению контракт может быть продлен. То же самое происходит в театре и кино.

Многих волнует вопрос: не растеряются ли национальные особенности при таком смешении культур? Ведь каждый народ гордится своей культурой!

А вот интересно, если человек умеет говорить и читать на нескольких языках, теряет ли он при этом свой родной язык и умение на нем мыслить? Нет, конечно. Наоборот, он может его обогатить и развить, что, собственно говоря, и происходит.

В музыке процесс взаимодействия различных национальных культур происходит постоянно и очень давно. Но любопытно, что каждая культура берет из чужих только то, что ей ближе и привлекательнее. Если две культуры заимствуют что-то от третьей, то они заимствуют разное. И это разное, сочетаясь с их собственными основами, дает совсем непохожие результаты. Каждая остается сама собой и продолжает развиваться, одно беря, другое отдавая. Австриец Моцарт, чех Мысливечек и российский украинец Березовский учились у итальянцев. Конечно, черты итальянского стиля их объединяют. Но каждый из них — классик собственной национальной культуры.

В современной музыкальной культуре, как и в сфере культуры вообще, занято много людей, гораздо больше, чем раньше. Это естественное следствие цивилизации, ведь у людей благодаря всевозможной автоматизации и механизации в сфере материального производства появляется больше свободного времени. Чем более развита страна, тем больше людей в ней занимаются искусствами и науками. Это вообще одна из целей общественного прогресса. Но если быть точным, то это не только цель, но и средство. Потому что без культуры вообще, и без музыкальной в частности, прогресса в обществе быть не может. Для достижения прогресса члены общества должны обладать высокими человеческими качествами и компетентностью, то есть образованностью и знанием своего дела. Все это вместе образует понятие «человеческий фактор». А человеческий фактор, как установлено психологами и социологами, на 90 процентов зависит от эстетического воспитания личности. А эстетическая культура — это не роскошь для бездельников и изнеженных барышень, а необходимость для выживания и прогресса человеческого общества.

Что же входит в понятие «музыкальная культура»? Очень многое, в том числе и такое, о чем трудно догадаться.

Во-первых, все, что связано с народным музыкальным искусством: песни, танцы, инструменты, обычаи, обряды. Во- вторых — все, что связано с профессиональной музыкой. Если фольклор живет в устной традиции и передается из поколения в поколение благодаря самой практике постоянного музицирования, то профессиональная культура нуждается не только в творцах, но и в большом количестве специалистов, которые ее распространяют. Это прежде всего педагоги. А поскольку музыкальное образование длится многие годы — с детства и до весьма зрелого возраста, то есть около двух десятков лет, — то педагогов в школах, средних и высших учебных заведениях должно быть немало.

Сколько должно быть композиторов? Зачем целый Союз композиторов, если гении рождаются редко и исчисляются единицами, а не десятками и сотнями? — спрашивают многие. Трудный вопрос. Его и музыканты без конца задают друг другу. Да, не все композиторы одинаково талантливы. Далеко не каждое имя войдет в историю. То же можно сказать о поэтах и скульпторах, о живописцах и писателях. И так было всегда. Но история показывает, что гении не рождаются на пустом месте. Для того, чтобы они появились и смогли себя раскрыть, должна существовать мощная питательная среда, а также общий высокий уровень профессионализма. (Сочинение стихов должно было стать нормой жизни российского интеллигента для того, чтобы развился гений Пушкина.) Словом, большое количество композиторов — это важное условие для развития современной музыкальной культуры. Они создают искусство, а искусство — это часть культуры.

Музыкальная культура не может существовать на бумаге, она функционирует, когда музыку много исполняют и много слушают. И не только профессионалы, но и широкий слой любителей. Музыкальная культура стоит немалых денег. Потому что нужно не только платить артистам и композиторам, но содержать залы, покупать инструменты, издавать рекламу и т. д. Поэтому даже в самых богатых странах, где билеты в музыкальный театр стоят огромных денег и зал всегда переполнен, — государство добавляет театру денег на его содержание. В таких странах потребление музыкальной культуры (и участие в ней в виде музицирования) престижно. Поэтому, например, пластинки с записями классической музыки там никогда не продаются дешевле, чем даже самая модная эстрада.

Сколько должно быть исполнителей? Этот вопрос задают себе те, кто не знает, что их должно быть много — чем больше, тем лучше, но только хороших.

Правда, большое количество исполнителей — это только часть музыкальной культуры. Для полной гармонии нужно еще много слушателей. Ну, а слушатели — это самые обыкновенные люди. Так что дело здесь не только в том, чтобы они любили музыку, нужно еще, чтобы у них было время пойти на концерт. Особенно важно, чтобы женщина имела перед концертом время отдохнуть, привести себя в порядок, одеть нарядное платье, чтобы ей было на кого оставить маленьких детей. Так что жизненный уровень общества, от которого прямо зависят возможности потреблять высокое искусство, играет очень большую роль. Вот в этом-то и заключается главная сложность в построении и развитии нашей музыкальной культуры.

Зависимость потребления высокого музыкального искусства от уровня жизни — прямая, это видно хотя бы из сравнения цифр: в США около 1500 симфонических оркестров, в бывшем СССР — около 60. Но есть примеры и обратные. В первые годы революции, во время Великой Отечественной войны люди тянулись к музыкальной классике с необыкновенной силой. Она давала такую душевную поддержку, которая помогала пережить голод и холод, неизвестность и горе. Но это, конечно, экстремальные общественные условия, при которых выступления артистов практически не оплачивались, все происходило на чистом энтузиазме.

А вообще развитая музыкальная культура помимо интенсивной концертно-театральной жизни и музицирования предполагает существование музыкальных издательств и библиотек; фирм грамзаписи, магазинов, торгующих пластинками и кассетами. Наконец, при развитой культуре вообще, и музыкальной в частности, серьезной музыке уделяется достаточно места в средствах массовой информации. И уж во всяком случае не меньше, чем спорту. Так, в городах, даже небольших, имеются музыкальные газеты, а кроме этого во всех других газетах есть постоянные музыкальные обозреватели. Поэтому каждое музыкальное событие освещается в целом ряде критических статей и рецензий.

Музыкальная культура — это такой же тонкий организм, как, например, экономика. В ней все взаимосвязано. Если расстраивается одно из ее звеньев, — «болеет» вся культура. Так, например, если в городе есть филармония, исполнители, слушатели, но нет афиш — концертная жизнь придет в упадок. Если есть все, что нужно, для концертной жизни и даже афиши (!), но в городе нет музыкального учебного заведения, а для приезжих артистов не хватает квартир, — тоже музыкальная жизнь замрет. Наконец, если есть все необходимое, а пресса молчит, — тоже наступает «атрофия» музыкальной культуры. Если музыкальные инструменты не производятся и не продаются или если они такие, что их звучание не доставляет никакой эстетической радости… Бывают и промышленно-технические «тормоза». Например, если радиоканал Орфей все время дает прекрасные музыкальные передачи, а портативных приемников, которые эту программу ловят, — нет. Огромные усилия по развитию музыкальной культуры уходят в воздух в прямом смысле слова.

Из всего здесь написанного вы могли догадаться, что нашу музыкальную культуру нужно еще строить и строить. Важно при этом не забыть о всех «дорогах» и «коммуникациях», ведущих к ней и питающих ее всем необходимым для нормального существования ее и, следовательно, общества.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Акт, действие Опера, вокал, пение
Позитив Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Adagio, адажио Теория музыки
Echappe, эшаппе Балет и танец
Размер музыкальный Теория музыки
Suivi, сюиви Балет и танец
Рококо (музыка) Термины и понятия
Ригодон Музыкальные жанры и формы
Квартдецима Теория музыки
Опера спасения Термины и понятия
Импровизация музыкальная Термины и понятия
Аллеманда Музыкальные жанры и формы

Реклама