Певчий дьяк

Певчий дьяк (певчий диак) — в Московской Руси профессиональный церковный певец. Упоминания о П. д., а также поддиаках содержатся в лит. памятниках 16–17 вв. Д. В. Разумовский считал поддиаков певцами второразрядными по голосу и певческому опыту, а в «Чиновнике новгородского Софийского собора» (16 в.) это — певцы, исполняющие «всё амбонное», т. е. самые торжеств. песнопения архиерейского богослужения, следовательно лучшие и самые опытные. Возможно, что к поддиакам относили мальчиков-певчих, участвовавших в качестве «отроков» в обряде «пещного действа». П. д. и поддиаки составляли особую корпорацию при кафедральных соборах, состояли на содержании у архиерея. Хор делился на «станицы», в к-рые входило 5–7 чел. В зависимости от принадлежности к «станице» П. д. и поддиаки занимали места на правом или левом клиросе церкви.

Хоры П. д. являлись очагами муз. культуры, здесь было сосредоточено обучение муз. грамоте и певческому мастерству, переписывались певческие книги, а исполнительство служило образцом для др. хоров. Особенное значение имели моск. хоры — Государевы певчие диаки и Патриаршие певчие диаки и поддиаки. Первый из них был учреждён, по-видимому, в нач. 16 в.; участвовал в богослужении, на к-ром присутствовал царь, а также в разл. придв. торжествах. При Иване Грозном в хоре было до 35 певчих, причём одна из «станиц» была собственно царской (в ней пел царь). В последней четв. 17 в. число государевых певчих (включая «крестовых») диаков достигло 70 чел. Певцы находились на гос. службе и пользовались привилегиями придворных.

В 70-х гг. 17 в. хор был реорганизован, вместо «станиц» он был разделён на хоры, обслуживавшие церкви царя, царицы и их детей. Во главе каждого хора стоял «уставщик» («регент»), к-рый также обучал певчих теории музыки. Среди «уставщиков» и П. д. были такие видные композиторы, как С. И. Беляев, И. М. Протопопов. В нач. 18 в. существовал лишь хор царя; впоследствии на его основе была организована Придв. певческая капелла. Хор Патриаршие певчие диаки и поддиаки возник с установлением патриаршества (1589), на базе хора моск. митрополита. Считался вторым по значимости после хора Государевы певчие диаки; при одновременном участии в богослужении занимал место на левом клиросе. В 1721 был переименован в синодальный и обслуживал моск. Успенский собор, а в 1886 при нём было учреждено Синодальное уч-ще церк. пения.

Литература: Разумовский Д., Патриаршие певчие диаки и поддиаки, М., 1868, СПБ, 1895 (вместе с работой: Государевы певчие диаки); Металлов В., Синодальные бывшие патриаршие певчие, «РМГ», 1898, отд. изд., М., 1901; Голубцов A., Чиновник новгородского Софийского собора, М., 1899.

Я. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Coda, кода в балете Балет и танец
Македонская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Малагенья Национальные культуры
Полонез Музыкальные жанры и формы
Контрабас Музыкальные инструменты
Труба Музыкальные инструменты
Отыгрыш Термины и понятия
Кишинёв музыкальный Национальные культуры
Сценарий в балете Балет и танец
Гетерофония Термины и понятия
Жюри Термины и понятия
Одарённость музыкальная Термины и понятия

Реклама