Сценарий в балете

Категории словаря

Сценарий (итал. scenario, от лат. scaena, scena — сцена) — словесный проект балетного спектакля, содержащий изложение его гл. событий (сюжета), идеи, конфликта, характеров действующих лиц (см. Балет, Драматургия балета). С. иногда называют либретто. С. служит основой для создания балетной музыки и постановки спектакля. Поэтому он может содержать подробные описания и пояснения действия, диалоги и внутренние монологи, к-рые помогают создателям балета в работе над спектаклем, но не входят в его художеств, ткань. В балетном спектакле С. содержится как бы в скрытом виде, претворяясь в музыке и в хореографии. Отсутствие слова в балете компенсируется раскрытием богатства человеческих переживаний, смысла поступков действующих лиц в музыке и в танце.

С. не только составная часть хореографич. произв., но и особый род лит-ры. Посредством С. осуществляется связь балета с лит-рой, и основой С. нередко служат произв. лит-ры («Бахчисарайский фонтан» по одноим. поэме А. С. Пушкина, «Юность» по повести «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Ангара» по драме А. Н. Арбузова «Иркутская история» и др.). Напоминая пьесу для драматич. т-ра, С. вместе с тем принципиально отличается от неё своей предназначенностью для муз.-хореографич. воплощения. В связи со спецификой балета С. обычно строится на основе разработки крупных муз.-хореографич. сцен, воплощающих узловые, этапные моменты действия, его кульминации и решающие события, минуя мелкие подробности. Поэтому С. нельзя поставить как драматич. пьесу, вне балетного спектакля он теряет смысл, его самостоятельность относительна. Подробные словесные описания и характеристики могут иметь в С. лишь вспомогательное значение, для самого же спектакля определяющую роль играет идея С., внутренняя драматургия поступков, взаимоотношений и переживаний людей. Если С. создан без учёта требований муз.-хореографич. действия, то в процессе работы над постановкой он нередко переделывается, приспосабливаясь к специфич. условиям муз.-симфонич. хореографич. драматургии (напр., Ю. Н. Григорович в своих постановках балетов «Каменный цветок» и «Спартак» переделал их первоначальные С.).

С. обычно сочиняется балетным драматургом. В сов. балете значит, роль сыграли спектакли, поставленные по С.: П. Ф. Аболимова («Берег счастья», 1948, балетм. В. П. Бурмейстер; «Медный всадник», балетм. Р. В. Захаров, 1949, и др.); Н. Д. Волкова («Бахчисарайский фонтан», 1934; «Кавказский пленник», 1938; «Золушка», 1945, все — балетм. Захаров, и др.); Ю. И. Слонимского («Юность», 1949, балетм. Б. А. Фенстер; «Семь красавиц», 1952, балетм. П. А. Гусев; «Тропою грома», 1958, балетм. К. М. Сергеев; «Икар» С. Слонимского, 1971, балетм. В. В. Васильев и др.). В нек-рых случаях автором или соавтором С. бывает художник (М. И. Курилко — автор С. балета «Красный мак», 1927, балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров), композитор (С. С. Прокофьев принимал участие в разработке С. балета «Ромео и Джульетта», 1940, балетм. Л. М. Лавровский) или балетмейстер (все спектакли Григоровича поставлены по его собственным С.). Нередко С. сочиняется одновременно несколькими создателями балетного спектакля.

В советском балете в связи с задачами идейности, содержательности, драматургич. полноценности роль С. повысилась в сравнении с балетами прошлого. Однако стремление приблизить С. к драматич. пьесе, особенно типичное для 1930 — 50-х гг., давало результаты не только положительные (завоевания в области драматургии), но и отрицательные (нарушение законов балетной специфики, утрата развитии танцевальности). Гармонич. сочетание сценарной и муз.-хореографич. драматургии можно наблюдать в спектаклях Григоровича «Каменный цветок» (1957), «Легенда о любви» (1961), «Спартак» (1968), «Иван Грозный» (1975), «Ангара» (1976); И. Д. Бельского «Берег надежды» Петрова (1959) и др. В них С. созданы с учётом специфики музыки и хореографии и органически слиты с ними.

В создании сценарной драматургии при постановке балетов активное участие принимают балетм. Г. Д. Алексидзе, Н. Н. Боярчиков, О. М. Виноградов, В. Н. Елизарьев, Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, Г. А. Майоров, М. Мурдмаа, И. А. Чернышёв и др.

Литература: 100 балетных либретто, М.- Л., 1966; Слонимский Ю.И., Семь балетных историй, Л., 1967; его же, Драматургия балетного театра XIX века, М., 1977; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980; Карп П., Балет и драма, Л., 1980.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Гусан Национальные культуры
Pas soubresaut, па субресо Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

En face, ан фас Балет и танец
Октоих Церковная музыка
Оперные театры Опера, вокал, пение
Сарсуэла Термины и понятия
Венецианская школа музыки Термины и понятия
Табулатура Теория музыки
Побочный тон Теория музыки
Гуситские песни Национальные культуры
Офферторий Музыкальные жанры и формы
Pas marche, па марше Балет и танец

Реклама