Противосложение

Категории словаря

нем. Gegenstimme, Gegensatz, Kontrasubjekt — противоположность; последний термин может также обозначать вторую тему фуги

\1) Контрапункт к первому ответу в фуге и др. имитационных формах, звучащий по окончании темы в том же голосе. В последовании темы и П. различаются два осн. случая: а) П. является непосредственным продолжением темы, следующим за ней без ясно ощутимой остановки, цезуры, вне зависимости от того, можно ли точно установить момент завершения темы (напр., в фуге C-dur из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха) или нет (напр., в 1-й экспозиции фп. фуги c-moll op. 101 No 3 Глазунова); б) П. отделяется от темы очевидной для слуха цезурой, каденцией (напр., в фуге h-moll из т. 1 того же цикла Баха), иногда даже усиленной паузой (напр., в фуге D-dur из фп. цикла "24 прелюдии и фуги" Щедрина); кроме того, в ряде случаев тема и П. соединяются связкой, или кодеттой (напр., в фуге Es-dur из т. 1 цикла Баха). П. может начинаться одноврем. с ответом (частый случай; напр., в фуге A-dur из т. 2 "Хорошо темперированного клавира" Баха; в фуге cis-moll из т. 1 начало ответа совпадает с первым звуком П., к-рый вместе с тем является последним звуком темы), после начала ответа (напр., в фуге E-dur из т. 1 упомянутого цикла Баха - через 4 четверти после стреттного вступления ответа), иногда раньше вступления ответа (напр., в фуге Cis-dur из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" Баха - на четыре шестнадцатые раньше ответа). В лучших полифонич. образцах П. удовлетворяет достаточно противоречивым условиям: оно оттеняет, делает более рельефным вступающий голос, но не теряет мелодич. индивидуальности, контрастирует ответу (прежде всего ритмически), хотя и не содержит обычно вполне самостоят. тематич. материала. П., как правило, представляет собой естественное мелодич. продолжение темы и во многих случаях основывается на развитии, преобразовании её мотивов. Такое преобразование может быть вполне отчетливым и очевидным: напр., в фуге g-moll из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" Баха начальному мотиву ответа контрапунктирует часть П., образованная из каденционного оборота темы, и, наоборот, каденционной части ответа контрапунктирует др. часть П., основанная на начальном элементе темы. В др. случаях зависимость П. от материала темы проявляется более опосредованно: напр., в фуге c-moll из т. 1 того же соч. Баха П. вырастает из метрически-опорной линии темы (нисходящее движение от VI ступени к III, образуемое звуками, приходящимися на сильные и относительно сильные доли такта). Иногда в П. композитор сохраняет движение кодетты (напр., в фуге из "Хроматической фантазии и фуги" Баха). В фугах или имитационных формах, написанных на основе принципов додекафонии, единство и зависимость материала темы и П. сравнительно легко обеспечиваются использованием в П. тех или иных вариантов осн. ряда. Напр., в фуге из финала 3-й симфонии Караева первое (см. цифру 6) и второе (цифра 7, контрэкспозиция фуги) удержанные П. являются видоизменениями серии. Наряду с указанным типом мелодия, соотношения темы и П. встречаются П., основанные на относительно новом (напр., в фуге f-moll из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" Баха), а иногда и контрастном по отношению к теме материале (напр., в фуге из сонаты C-dur для скрипки соло И. С. Баха; здесь под влиянием интонаций П. несколько хроматизируется ответ на диатонич. тему). Подобного рода П. - при прочих равных условиях - чаще отделяются от темы каденцией и обычно становятся активным новым элементом в структуре фуги. Так, П. является развиваемым и тематически важным элементом формы в двойной фуге gis-moll из т. 2 "Хорошо темперированного клавира" Баха, где 2-я тема звучит как мелодия, производное от П. к 1-й теме, как результат длит. полифонич. развития. Нередки случаи, когда на материале П. строятся интермедии фуги, что увеличивает роль П. в форме тем более, чем значительнее эти интермедии. Напр., в фуге c-moll из т. 1 цикла Баха интермедии на материале обоих П. представляют собой полифонич. варианты; в фуге d-moll из того же тома перенесение материала интермедии и темы из тональности доминанты (в тактах 15-21) в основную (от такта 36) создают в форме сонатные соотношения. П. в фуге из сюиты "Гробница Куперена" используется М. Равелем фактически на равных правах с темой: на его основе строятся интермедии с применением обращения, П. образует стретты. В нем. музыковедении термины Gegensatz, Kontrasubjekt обозначают гл. обр. П., сохраняющееся (полностью или частично) при всех или многих проведениях темы (в нек-рых случаях не исключая даже стретт - см., напр., репризу фуги из фп. квинтета g-moll Шостаковича, цифра 35, где тема и П. образуют 4-гол. двойной канон 2-го разряда). Подобные П. называются удержанными, они всегда отвечают условиям двойного контрапункта с темой (в нек-рых старых руководствах по полифонии, напр. в учебнике Г. Беллермана, фуги с удержанным П. определяются как двойные, что не соответствует принятой ныне терминологии). В фугах с удержанным П. в целом реже применяются др. средства контрапунктич. обработки материала, поскольку внимание переносится гл. обр. на систематич. показ вариантов соотношения темы и П., в чём и заключается выразит. смысл этого распространённого композиционного приёма (в "Хорошо темперированном клавире" Баха, напр., приблизительно в половине фуг есть удержанное П.); так, ослепительное звучание хоровой 5-гол. фуги "Et in terra pax" No 4 в Gloria из мессы h-moll Баха во многом достигается именно многократным сопоставлением темы и удержанных П. Чрезвычайной контрапунктич. насыщенностью отличаются фуги с двумя (напр., фуги c-moll и h-moll из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" Баха, фуга C-dur Шостаковича) и особенно с тремя удержанными П. (напр., фуги e-moll, As-dur Шостаковича; к 4-гол. бесконечному канону приближается начальное фугато в 1-й части кантаты "Иоанн Дамаскин" Танеева).

\2) В более широком смысле П. - контрапункт ко всякому проведению темы в имитационных формах; с этой точки зрения П. может быть назван контрапункт ко 2-й теме в прологе 21-й симфонии Мясковского (см. цифру 1); там же (цифра 3) П. к 1-й теме служат верхние голоса, образующие 2-гол. канон в октаву с терцовыми удвоениями. Кроме того, П. иногда называется всякий голос, противопоставляемый другому, мелодически главенствующему. В этом смысле термин "П." близок одному из значений понятия "контрапункт" (напр., начальное изложение темы в 1-й песне Веденецкого гостя из оперы "Садко" Римского-Корсакова).

Литература: см. при ст. Фуга.

В. П. Фраёнов

реклама

вам может быть интересно

Армянская музыка Национальные культуры
Плектр Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Бриндизи Опера, вокал, пение
Гальярда Музыкальные жанры
Энармоника Термины и понятия
Макам Термины и понятия
Пародия Термины и понятия
Регистр Термины и понятия
Анализ музыкальный Термины и понятия
Сарабанда Музыкальные жанры
Перекидное жете Балет и танец

Реклама