Голосоведение (нем. Stimmführung, англ. part-writing, voice-leading (в США), франц. conduite des voix) — движение отдельного голоса и всех голосов вместе в многоголосном музыкальном произведении при переходе от одного сочетания звуков к другому, иначе говоря, общий принцип развития мелодич. линий (голосов), из к-рых складывается муз. ткань (фактура) произведения.
Особенности Г. зависят от стилистич. принципов композитора, целых композиторских школ и творч. направлений, а также от того, для какого состава исполнителей написано данное сочинение. В широком плане Г. подчинено как мелодич., так и гармонич. закономерностям. На ведении отд. голоса сказываются местоположение его в муз. ткани (верхний, нижний, средний и т. п.) и исполнит. возможности инструмента, к-рому поручено его исполнение.
По соотношению голосов различают Г. прямое, косвенное и противоположное. Прямое (разновидность — параллельное) движение характеризуется единым восходящим или нисходящим направлением движения во всех голосах, косвенное — оставлением одного или нескольких голосов на неизм. высоте, противоположное — разл. направлением движущихся голосов (в чистом виде возможно только в двухголосии, при большем числе голосов обязательно сочетается с прямым или косвенным движением).
Каждый голос может двигаться поступенно или скачком. Поступенное движение обеспечивает наибольшую плавность и связность созвучий; секундовые смещения всех голосов способны сделать естественным даже последование гармонически-удалённых друг от друга созвучий. Особая плавность достигается при косвенном движении, когда выдерживается общий тон аккордов, прочие же голоса движутся на близкие расстояния. В зависимости от типа взаимосвязи одновременно звучащих голосов различают Г. гармоническое, гетерофонно-подголосочное и полифоническое.
Гармоническое голосоведение связано с аккордовой, хоральной (см. Хорал) фактурой, к-рую отличает единство ритма всех голосов. Оптимальное исторически сложившееся число голосов — четыре, что соответствует голосам хора: сопрано, альту, тенору и басу. Голоса эти могут удваиваться. Соединение аккордов при косвенном движении носит название гармония., при прямом и противоположном — мелодич. соединения. Часто гармонич. Г. подчинено сопровождению ведущей мелодии (обычно в верхнем голосе) и относится к т.н. гомофонно-гармонич. складу (см. Гомофония).
Гетерофонно-подголосочное голосоведение (см. Гетерофония) характеризуется прямым (часто — параллельным) движением. В разл. голосах звучат варианты одной и той же мелодии; степень вариантности зависит от стиля и нац. своеобразия произведения. Гетерофонно- подголосочное Г. характерно для ряда муз.-стилистических явлений, напр. для григорианского хорала (Европа 11–14 вв.), ряда пар. муз. культур (в частности, для рус. протяжной песни); встречается в сочинениях композиторов, в той или иной степени использовавших подголосочные традиции нар. музыки (М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, С. В. Рахманинов, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский и другие).
А. П. Бородин. Хор поселян из оперы «Князь Игорь».
Полифоническое голосоведение (см. Полифония) связано с одноврем. проведением нескольких более или менее самостоят. мелодий.
Р. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры».
Характерной особенностью полифонич. Г. является самостоятельность ритма в каждом из голосов при косвенном их движении.
Это обеспечивает хорошую узнаваемость каждой мелодии на слух и позволяет следить за их сочетанием.
Музыканты-практики и теоретики начали проявлять внимание к Г. уже со времён раннего средневековья. Так, Гвидо д’Ареццо выступил против паралл. органума Хукбальда и в своей теории occursus сформулировал правила соединения голосов в каденциях. Последующее развитие учения о Г. непосредственно отражает эволюцию муз. искусства, его осн. стилей. До 16 в. правила Г. для разл. голосов были разными — в присоединявшемся к тенору и дисканту контратеноре (для инстр. исполнения) допускались скачки, перекрещивание с др. голосами. В 16 в. благодаря вокализации муз. ткани и применению имитаций происходит значит. «выравнивание» голосов. Мн. правила контрапункта были по существу правилами Г. — противоположное движение голосов как основа, запрещение паралл. движения и перечений, предпочтение уменьшенных интервалов увеличенным (поскольку после скачка естественным представлялось мелодич. движение в др. сторону) и т. д. (правила эти в известной степени сохранили значение и в гомофонной хоральной фактуре). Уже с 17 в. установилось различие т.н. строгого и свободного стилей. Строгий стиль характеризовался в числе прочего неизм. числом голосов в произведении, в свободном стиле оно постоянно менялось (наряду с т.н. реальными голосами появлялись дополняющие голоса и звуки), допускались многие «вольности» Г. В эпоху генерал-баса Г. постепенно освобождается от строгих правил контрапункта; в то же время наиболее мелодически развитым становится верхний голос, тогда как остальные занимают подчинённое положение. Подобное соотношение во многом сохраняется и после того, как генерал-бас перестал применяться, особенно в фп. и оркестровой музыке (по преимуществу «заполняющая» роль средних голосов), хотя с нач. 20 в. значение полифонического Г. вновь возросло.
Литература: Скребков С., Полифонический анализ, М., 1940; его же, Учебник полифонии, М., 1965; его же, Гармония в современной музыке, М., 1965; Mазель Л., О мелодии, М., 1952; Берков В., Гармония, учебник, ч. 1, М., 1962, 2 под назв.: Учебник гармонии, М., 1970; Протопопов Вл., История полифонии в ее важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; его же, История полифонии в ее важнейших явлениях. Западно-европейская классика XVIII–XIX веков, М., 1965; Способин И., Музыкальная форма, М., 1964; Тюлин Ю. и Привано Н., Теоретические основы гармонии, М., 1965; Степанов А., Гармония, M., 1971; Степанов А., Чугаев А., Полифония, М., 1972.
Ф. Г. Арзаманов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.