Голос

Голос (лат. vox, франц. voix, итал. voce, англ. voice, нем. Stimme).

1) Мелодич. линия как часть многоголосного муз. произведения. Совокупность этих линий составляет муз. целое — фактуру муз. произведения. Характер движения голосов определяет тот или иной тип голосоведения. Устойчивое число Г. и их относит, равноправие характерны для полифонич. музыки; в музыке гомофонной ведущим, как правило, является один Г., обычно верхний. В случаях, когда ведущий Г., особенно развитый и выделяющийся, предназначен для исполнения одним певцом или инструменталистом, он называется сольным. Все прочие Г. в гомофонной музыке являются сопровождающими. Однако они также неравнозначны. Нередко различают главные (облигатные) Г. (включая ведущий), которые передают осн. элементы муз. мысли, и Г. побочные, дополняющие, заполняющие, гармонические, к-рые выполняют вспомогат. функции. В практике изучения гармонии в четырёхголосном хоральном изложении выделяют Г. крайние (верхний и нижний, сопрано и бас) и средние (альт и тенор).

2) Партия отд. инструмента, оркестра или хор. группы, выписанная из партитуры произведения для его разучивания и исполнения.

3) Мотив, мелодия песни (отсюда выражение «петь на голос» к.-л. известной песни).

4) Разнообразные звуки, образующиеся при помощи голосового аппарата и служащие для общения между живыми существами. У человека это общение осуществляется в основном посредством речи и пения.

В голосовом аппарате различают три отдела: органы дыхания, подающие воздух к голосовой щели, гортань, где помещаются голосовые складки (голосовые связки), и артикуляц. аппарат с системой резонаторных полостей, служащий для образования гласных и согласных звуков. В процессе речи и пения все отделы голосового аппарата работают взаимосвязанно. Энергию звуку сообщает дыхание. В пении принято различать несколько типов дыхания: грудное с превалированием работы грудной клетки, абдоменальное (брюшное) с превалированием работы диафрагмы и грудодиафрагматическое (костоабдоменальное, смешанное), в к-ром грудь и диафрагма участвуют в равной степени. Деление это условно, т. к. в действительности дыхание всегда носит смешанный характер. Источником звука служат голосовые складки. Длина голосовых складок обычно зависит от типа голоса. Наибольшей длиной обладают складки баса — 24–25 мм. У баритона длина складок составляет 22–24 мм, у тенора -18-21 мм, у меццо-сопрано -18-21 мм, у сопрано -14-19 мм. Толщина голосовых складок в напряжённом состоянии 6–8 мм. Голосовые складки способны смыкаться, размыкаться, напрягаться и натягиваться. Поскольку мышечные волокна складок идут в разл. направлениях, голосовые мышцы могут сокращаться отдельными частями. Это позволяет варьировать форму колебаний складок, т. е. влиять на обертоновый состав исходного тембра звука. Голосовые складки могут быть произвольно сомкнуты, поставлены в положение грудного или фальцетного звукоизвлечеиия, напряжены в той степени, к-рая необходима для получения звука желаемой высоты. Однако каждым колебанием складок управлять нельзя и их вибрация осуществляется автоматически как саморегулирующийся процесс.

Выше гортани расположена система полостей, называемая «надставной трубкой»: глоточная полость, ротовая, носовая, придаточные полости носа. Благодаря резонансу этих полостей меняется тембр звука. Придаточные полости носа и носовая полость имеют стабильную форму и потому обладают неизменным резонансом. Резонанс ротовой и глоточной полостей меняется благодаря работе артикуляц. аппарата, в состав к-рого входят язык, губы и мягкое нёбо.

Голосовой аппарат производит как звуки, имеющие определ. высоту. — тоновые звуки (гласные и звонкие согласные), так и шумовые (глухие согласные), не обладающие ею. Тоновые и шумовые звуки различаются по механизму своего образования. Тоновые звуки образуются в результате вибраций голосовых складок. Благодаря резонансу глоточной и ротовой полостей происходит усиление определ. групп обертонов — образование формант, по к-рым ухо отличает один гласный звук от другого. Глухие согласные не имеют определ. высоты и представляют собой шумы, возникающие при прохождении воздушной струи через разл. рода препятствия, образуемые артикуляц. аппаратом. Голосовые складки в их образовании участия не принимают. При произношении звонких согласных функционируют оба механизма.

Существуют две теории образования Г. в голосовой щели: миоэластическая и нейрохронаксическая. По миоэластич. теории, подсвязочное давление раздвигает сомкнутые и напряжённые голосовые складки, воздух прорывается через щель, в результате чего давление падает и связки в силу эластичности смыкаются вновь. Затем цикл повторяется. Вибрац. колебания рассматриваются как следствие «борьбы» подсвязочного давления и эластичности напряжённых голосовых мышц. Центр. нервная система, по этой теории, лишь регулирует силу давления и степень напряжения мышц. В 1950 Р. Юссон (R. Husson) теоретически и экспериментально обосновал нейрохронаксич. теорию звукообразования, согласно к-рой колебания голосовых складок осуществляются благодаря быстрому, активному сокращению волокон голосовых мышц под влиянием залпа импульсов, поступающих со звуковой частотой по двигат. нерву гортани непосредственно из центров головного мозга. Колебат. работа складок — особая функция гортани. Частота их колебания не зависит от дыхания. По теории Юссона, тип Г. целиком определяется возбудимостью двигат. нерва гортани и не зависит от длины складок, как предполагали прежде. Смена регистров объясняется изменением проводимости возвратного нерва. Нейрохронаксич. теория не получила всеобщего признания. Обе теории не являются взаимоисключающими. Возможно, что в голосовом аппарате осуществляются и миоэластич., и нейрохронаксич. механизмы звукообразования.

Г. может быть речевым, певческим и шёпотным. В речи и пении голос используется по-разному. При речи Г. на гласных скользит вверх или вниз по звуковой шкале, создавая своеобразную мелодику речи, и слоги сменяют друг друга со скоростью в среднем 0,2 сек. Изменения высоты и силы звуков делают речь выразительной, создают акценты и участвуют в передаче смысла. В пении высотам протяжённость каждого слога строго фиксированы, а динамика подчинена логике развития муз. фразы. Шёпотная речь отличается от обычной речи и пения тем, что при ней голосовые связки не вибрируют, а источником звука является шум, возникающий при прохождении воздуха через несомкнутые голосовые складки и хрящевой отдел голосовой щели.

Различают певческие Г. поставленные и не поставленные, бытовые. Под постановкой Г. понимается процесс его приспособления и развития для проф. использования. Поставл. голос характеризуется яркостью, красотой, силой и устойчивостью звучания, широким диапазоном, гибкостью, неутомляемостью; поставленным голосом пользуются певцы, артисты, ораторы и др. Каждый муз. человек может петь т.н. «бытовым» Г. Однако певч. Г. встречается относительно редко. Такому Г. свойственны характерные певч. качества: специфич. тембр, достаточная сила, ровность и широта диапазона. Эти природные качества зависят от анатомо-физиологич. особенностей организма, в частности от устройства гортани и нейро-эндокринной конституции. Непоставленный певч. Г. для проф. использования нуждается в постановке, к-рая должна отвечать определ. сфере его использования (опера, камерное пение, пение в нар. манере, эстрада и др.). Поставленный в оперно-конц. манере проф. голос должен иметь красивый, правильно сформированный певч. тембр, ровный двухоктавный диапазон, достаточную силу. Певец должен выработать у себя технику беглости и кантилены, добиться естественного и выразительного звучания слова. У нек-рых лиц эти качества являются природными. Такие Г. называются поставленными от природы.

Певческий Г. характеризуется высотой, диапазоном (объёмом), силой, тембром (окраской). Высота лежит в основе классификации голосов. Общий объём певч. голосов — около 4,5 октав: от до-ре большой октавы (нижние ноты у басов-октавистов — 64–72 гц) до фа-соль третьей октавы (1365–1536 гц), иногда и выше (верхние ноты у колоратурных сопрано). Диапазон Г. зависит от физиологич. особенностей голосового аппарата. Он может быть и относительно широким, и узким. Средний диапазон непоставленного певч. Г. взрослого равен полутора октавам. Для проф. исполнения необходим диапазон Г. в 2 октавы. Сила Г. зависит от энергии прорывающихся через голосовую щель порций воздуха, т. е. соответственно от амплитуды колебаний частиц воздуха. Большое влияние на силу голоса оказывают форма ротоглоточных полостей и степень открытия рта. Чем сильнее открыт рот, тем лучше Г. излучается в наружное пространство. Оперные Г. достигают силы 120 децибел на расстоянии 1 метра от рта. Объективная сила голоса, но вполне адекватна его громкости для уха слушателя. Звук Г. воспринимается как более громкий, если в его составе много высоких обертонов порядка 3000 гц — частот, к-рым ухо особенно чувствительно. Т. о., громкость связана не только с силой звука, но и с тембром. Тембр зависит от обертонового состава звуков голоса. Обертоны вместе с основным тоном возникают в голосовой щели; их набор зависит от формы вибраций и характера смыкания голосовых складок. Вследствие резонанса полостей трахеи, гортани, глотки и рта некоторые из обертонов оказываются усиленными. Это соответствующим образом меняет и тембр.

Тембр — определяющее качество певч. Г. Тембр хорошего певч. Г. характеризуется яркостью, металличностью, способностью нестись в зал (полётностью) и одновременно округлостью, «мясистостью» звучания. Металличность и полётность обусловливаются наличием в спектре Г. усиленных обертонов в области 2600–3000 гц, т.н. высокой певч. форманты. «Мясистость» и округлость связаны с усилением обертонов в области 500 гц — т.н. низкой певч. форманты. Ровность певч. тембра зависит от умения сохранить эти форманты на всех гласных и во всём диапазоне. Певческий Г. приятен на слух тогда, когда в нём имеется выраженная пульсация с частотой 5–6 колебаний в секунду — так называемое вибрато. Вибрато сообщает Г. льющийся характер и воспринимается как составная часть тембра.

У необученного певца тембр Г. на протяжении звуковой шкалы меняется, т. к. Г. имеет регистровое строение. Под регистром понимается ряд однородно звучащих звуков, к-рые производятся единым физиологич. механизмом. Если мужчине предложить спеть ряд повышающихся звуков, то на определённой высоте он почувствует невозможность извлекать звуки дальше в той же манере. Только изменив манеру образования звука на фальцет, т. е. фистулу, он сможет взять ещё несколько более высоких топов. Мужской Г. имеет 2 регистра: грудной и фальцетный, а женский 3: грудной, центральный (медиум) и головной. На стыке регистров лежат неудобные звуки, т.н. переходные ноты. Регистры определяются изменением характера работы голосовых связок. Звуки грудного регистра ощущаются больше в груди, а головного — в голове (отсюда и их названия). В певч. Г. регистры играют большую роль, придавая звуку специфич. окраску. Совр. оперно-конц. пение требует тембровой ровности звучания Г. во всём диапазоне. Это достигается развитием смешанного регистра. Он образуется при смешанном типе работы связок, при к-ром сочетаются грудное и фальцетное движения. Т. о. создаётся тембр, в к-ром одновременно ощущаются грудное и головное звучания. Для женских Г. смешанное (микстовое) звучание является естественным в центре диапазона. Для большинства мужских Г. это искусств. регистр, развитый па основе т.п. «прикрытия» верхнего участка диапазона. Смешанное голосообразование с превалированием грудного звучания употребляется в партиях низких женских голосов (т.н. грудные ноты). Смешанное (микстовое) голосообразование с превалированием фальцета (т.н. опёртый фальцет) употребляется па предельных верхних нотах мужских Г.

На протяжении жизни Г. человека претерпевает значит. изменения. С годовалого возраста ребёнок начинает овладевать речью, а с 2-3-летнего — обретает возможность петь. До начала полового созревания голоса мальчиков и девочек не различаются. Диапазон Г. от 2 тонов в возрасте 2 лет возрастает к 13 годам до полутора октав. Детские Г. имеют особый «серебристый» тембр, звучат нежно, но отличаются силой и насыщенностью тембра. Певч. Г. детей используются гл. обр. в хор. пении. Дети-солисты — более редкое явление. Высокий детский Г. — сопрано (у девочек) и дискант (у мальчиков). Низкий детский Г. — альт (у мальчиков). До 10 лет детские Г. звучат ровно во всём диапазоне, а позднее начинает ощущаться разница в звучании верхних и нижних нот, связанная с образованием регистров. В период полового созревания Г. мальчиков понижается на октаву и приобретает мужскую окраску. Это явление мутации относится к вторичным половым признакам и вызвано перестройкой организма под влиянием эндокринной системы. Если гортань девочек в этот период растёт пропорционально во все стороны, то гортань мальчиков вытягивается вперёд более чем в полтора раза, образуя кадык. Это резко изменяет высоту и певч. качества Г. мальчика. С целью сохранения выдающихся певч. Г. мальчиков в Италии 17–18 вв. употреблялась кастрация. Певч. свойства Г. девочек сохраняются после мутации. Г. взрослого остаётся в основном неизменным до 50–60 лет, когда в силу увядания организма в нём отмечаются слабость, обеднение тембра, потеря верхних нот диапазона.

Г. классифицируются по тембру звучания и высоте используемых звуков. На протяжении столетий существования проф. пения в связи с усложнением вок. партий классификация Г. претерпела значит. изменения. Из 4 осн. типов Г., поныне существующих в хорах (высокий и низкий женский Г., высокий и низкий мужской), выделились средние Г. (меццо-сопрано и баритон), а затем образовались и более тонкие подвиды. Согласно принятой в наст. время классификации различают следующие женские Г.: высокие — колоратурное сопрано, лирико-колоратурное сопрано, лирич. сопрано, лирико-драматич. сопрано, драматич. сопрано; средний — меццо-сопрано и низкий — контральто. У мужчин различают высокие Г. — тенор альтино, тенор лирический, тенор лирико-драматический и драматический; средние Г. — баритон лирический, баритон лирико-драматический и драматический; низкие Г. — бас высокий, или певучий (cantante), и низкий. В хорах выделяют басов-октавистов, способных брать все звуки большой октавы. Встречаются Г., занимающие промежуточное место между перечисленными в этой системе классификации. Тип Г. зависит от ряда анатомо-физиологич. особенностей организма, от величины и толщины голосовых связок и др. частей голосового аппарата, от типа нейро-эндокринной конституции, он связан с темпераментом. Практически тип Г. устанавливается по ряду признаков, из к-рых главные: характер тембра, диапазон, способность выдерживать тесситуру, расположение переходных нот, возбудимость двигат. нерва гортани (хронаксия), анатомич. признаки.

Певч. Г. наиболее полно проявляется на гласных звуках, на к-рых собственно и осуществляется пение. Однако пение на один гласный звук без слов употребляется только в упражнениях, вокализах и при исполнении мелодич. украшений вок. произведений. Как правило, в пении должны равноправно сочетаться музыка и слово. Умение «говорить» в пении, т. е., следуя нормам языка, свободно, чисто и естественно произносить поэтич. текст — непременное условие проф. пения. Разборчивость текста при пении определяется чёткостью и активностью произнесения согласных звуков, к-рые должны лишь на мгновение прерывать звучание Г. Гласные, формирующие вок. мелодию, должны произноситься с сохранением единого певч. тембра, что придаёт звучанию голоса особую ровность. Певучесть Г., его способность «литься» зависит от правильного голосообразования и голосоведения: умения пользоваться техникой legato, сохраняя на каждом звуке устойчивое естеств. вибрато.

Определяющее влияние на проявление и развитие певч. Г. оказывает т.н. вокальность (удобство для пения) языка и мелодич. материала. Различают языки вокальные и невокальные. Для вок. языков характерно обилие гласных, к-рые произносятся полно, ясно, светло, без носового, глухого, гортанного или глубокого звучания; им не свойственно жёсткое произношение согласных, равно как и их обилие, в них нет согласных горлового звучания. Образцом вокального языка является итальянский. Мелодию делают вокальной плавность, отсутствие скачков, спокойный теми, использование средней части диапазона, постепенность движения, логичность развития, лёгкость слухового восприятия.

Певч. Г. встречаются у разл. народностей неодинаково часто. На распространение голосов, кроме вокальности языка и нац. мелодики, влияют такие факторы, как любовь к музыке и масштабы её бытования в народе, особенности нац. манеры пения, особенности психич. склада и темперамента, быта и т. п. Своими Г. славятся Италия и Украина.

Литература: 1) Mазель Л., О мелодии, М., 1952; Скребков С., Учебник полифонии, М., 1965; Тюлин Ю. и Pривано И., Теоретические основы гармонии, М., 1965; 4) Жинкин Н. Н., Механизмы речи, М., 1958; Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ., М., 1964; Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Дмитриев Л. В., Основы вокальной методики, М., 1968; Митринович-Моджеевска А., Патофизиология речи, голоса и слуха, пер. с польск., Варшава, 1965; Ермолаев В. Г., Лебедева H. Ф., Морозов В. П., Руководство по фониатрии, Л., 1970; Тarnеaud J., Seeman M., La voix et la parole, P., 1950; Luchsinger R., Arnold G. E., Lehrbuch der Stimme und Sprachheilkunde, W., 1959; Husson R., La voix chantee, P., 1960.

Ф. Г. Арзаманов, Л. Б. Дмитриев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Квартдецима Термины и понятия

Главы из книг

Голос в дар (classic-music.ru)

рекомендуем

смотрите также

Трезвучие Термины и понятия
Вьетнамская музыка Национальные культуры
Пермь Города
Ritardando, ритардaндо Термины и понятия
Декламация музыкальная Термины и понятия
Децибел Термины и понятия
Медианта Термины и понятия
Сериальность, сериализм Термины и понятия
Исландская музыка Национальные культуры

Реклама