Пастораль

Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский).

1) Опера, пантомима или балет (а также их отдельные сцены), сюжет к-рых связан с идеализированным изображением сельской жизни, природы. П. зародилась под влиянием античной поэзии («Эклоги» и «Буколики» Вергилия, Петрарки, Боккаччо, «Аминта» Тассо). Пользовалась популярностью в 17–18 вв., особенно при итал. и франц. дворах. В либретто ранних итал. пасторальных опер наряду с пастухами и нимфами вводились герои античной мифологии. Нек-рые пасторальные сюжеты стали особенно излюбленными и воплощались в виде опер на протяжении нескольких столетий, в особенности мифы о Дафне (от оперы Пери и Каччини, 1598, до оперы Р. Штрауса, 1938), об Эвридике. В числе авторов пасторальных опер — К. В. Глюк, В. А. Моцарт («Бастьен и Бастьенна», 1768, и др.), Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ж. Ж. Руссо («Деревенский колдун», 1752) и др.

2) Вок. или инстр. произведение (пьеса) пасторального характера, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Вок. П. простираются от мадригала до сольной песни с сопровождением фп. Многие вок. и вок.-инстр. П. прошлого связаны с изображением Христа как «доброго пастыря» (в кантате Баха «Ты, пастух Израиля» — Du Hirte Israel, в оратории «Мессия» Генделя). Пасторальный характер носят мн. светлые лирические, идиллич. эпизоды опер, кантат и ораторий 17–18 вв. П. «Искренность пастушки» включена П. И. Чайковским в 3-ю картину его оперы «Пиковая дама». Сольные вок. П. с сопровождением фп. имеются у Й. Гайдна, B. А. Моцарта, Ф. Шуберта, X. Вольфа и др. Инстр. П. нередко ведут своё происхождение от рождественского музицирования римских пифферарий, осуществлявшегося в память о вифлеемских пастухах из христ. легенды; в др. случаях они передают представление о галантной пастушеской жизни. С течением времени сложились характерные черты инстр. П.- плавное, спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки (бурдон) в басу сопровождения, воспроизводящие звучание нар. волынки, ритм сицилианы (размер 6/8, 12/8). Инстр. П. создавались как части concerto grosso (А. Корелли и др.) и как самостоятельные произв. для скрипки, фп., органа (Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Фрескобальди, И. С. Бах и др.). Симф. П. порой представляют собой отд. части циклич. сочинения (напр., «Сцена в полях» из «Фантастической симфонии» Берлиоза), иногда — целые циклы («Времена года» Вивальди, «Пасторальная симфония» Бетховена, к-рая в лондонской книге эскизов обозначена как «Характерная симфония, или Воспоминание о сельской жизни», и др.).

Литература: Marsan J., La pastorale dramatique en France, а la fin du XVIe et au commencement du XVIIe siécle, P., 1905; Sandberger A., Zu den geschichtlichen Voraussetzungen zur Pastoralsinfonie, в его кн.: Ausgewahlte Aufsatze zur Musikgeschichte, Bd 2, Munch., 1924; Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932; Sсhmidt G. Fr., Die fruchdeutsche Oper…, Bd 2, Die Pastoral-Opern, Regensburg, 1943.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Пастораль — театральное представление, написанное на идиллический сюжет. П. получила распространение в придворных т-рах эпохи Возрождения в Италии в 16 в. («Аминта» Т. Тассо, 1533; «Верный пастух» Дж. Б. Гварини, 1591), культивировалась как придворно-аристократич. представление во Франции 17 — 18 вв. («Помона» Камбера, 1671, «Празднества Амура и Бахуса» Люлли, 1672). Участниками П. были не только артисты, но и придворные, король. В П. обычно изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделённых аристократич. манерами и чувствами, воспевалась счастливая любовь. Как правило, П. состояла из музыки и пения, нередко представляя собой маленькую оперу или балет, а иногда и соединение того и другого (см. Опера-балет).

П. редко исполнялась самостоятельно, обычно была составной частью более широкого праздничного представления и включалась в него как интермедия. В П. балетного характера использовались танцы и пантомима. Среди наиболее известных композиторов, сочинявших пасторали, — Ж. Б. Люлли, Н. Дезод, А. Детуш. Позднее П. стали называть любое сценич. произведение на тему сельской идиллии (балет «Сильвия», 1876). В опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1890) интермедия «Искренность пастушки» представляет собой стилизацию П. 18 в. и включает вокальные и танц. эпизоды.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Сложный контрапункт Теория музыки
Звукоряд Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Кульминация Теория музыки
Бесконечный канон Теория музыки
Эпилог Опера, вокал, пение
Патараг Церковная музыка
Альбом музыкальный Термины и понятия
Треугольник Музыкальные инструменты
Туш Музыкальные жанры и формы
Узбекская музыка Национальные культуры
Трость Музыкальные инструменты

Реклама