Художник в балете

Категории словаря

Создатель изобразительного оформления балета (декорации, костюмы, освещение и т. д.), в котором музыкально-хореографич. действие получает зримое воплощение в соответствии с идейной концепцией спектакля. Х. в б. работает в единстве с др. участниками балетной постановки (прежде всего с балетмейстером), добиваясь художеств. целостности спектакля, единства оформления со всеми др. компонентами. В задачу Х. в б. входит изображение среды действия и создание его эмоциональной атмосферы, воплощение в изобразит. решении идейного смысла основного конфликта, характеров действующих лиц. Но в отличие от драматич. театра в балете всё это получает специфич. преломление, диктуемое музыкально-хореографич. образностью.

Музыка выражается в изобразит. оформлении балета благодаря общности их действенного и эмоционального содержания, единству колорита, ритма, динамики. Условия танцевального действия вызывают необходимость освободить планшет сцены для развёртывания хореографич. композиций. Поэтому сложные пространственные решения с обилием станков и загромождением сцены объёмными декорациями в балете встречаются значительно реже, чем в драме или в опере. Центр тяжести в художеств. решении декораций балета падает преим. на разработку заднего плана, кулис, падуг, портального обрамления сцены.

Х. в б. является также автором световой партитуры спектакля, разрабатывая её в соответствии с изобразит. характерностью и эмоциональной атмосферой действия. В общую изобразит. картину, создаваемую на сцене Х. в б., входят также бутафория и реквизит, порой играющие существенную роль в движении сюжета.

Костюм в балете должен не только выявлять историч., социальную, национальную, индивидуальную характерность того или иного персонажа, но и быть лёгким, удобным для танца, подчёркивать структуру тела и танц. движения. Основу балетного костюма составляет танцевальная "униформа" (трико, колет, "купальник", тюник, пачка), изобразительно разрабатываемая в зависимости от конкретных образов и содержания спектакля. Особенности работы Х. в б. вытекают не только из внешних требований хореографии, но и из необходимости согласования изобразит. решения со спецификой её образности (музыкальностью и симфонизмом танц. действия, его обобщённостью, эмоционально-лирич. наполненностью, а нередко и метафорич. значением). Так, натуральность декораций и костюмов может вступать в противоречие с условностью хореографич. действия, и наоборот, отвлечённость и схематизм изобразительного решения - противоречить жизненной наполненности и эмоционально-психологич. конкретности хореографии. Задача Х. в б. - выразить идейное "зерно" спектакля, создать среду и внешний облик действия в формах, отвечающих образной сущности хореографии. В этом случае достигается художеств. целостность спектакля, в котором изобразительное решение воплощает драматургию, музыку и хореографию в их единстве.

В период возникновения европ. балета в 17-18 вв. в качестве самостоят. искусства, как придворно-аристократич. зрелища преим. мифологич. характера, для него были типичны перспективные архитектурные или парковые декорационные фоны, свойственные театру периода барокко и классицизма. В комедийные балеты эпохи Просвещения вошла бытовая декорация, распространённая в театре того времени. Значительные преобразования произошли в театрально-декорац. искусстве романтизма, впервые выдвинувшего задачу историч. конкретности, локального колорита, противопоставления реальных и сказочных миров в оформлении не только драматич. и оперных, но и балетных спектаклей. В зап.-европ. искусстве 2-й пол. 19 в. работе Х. в б. не придавалось большого значения. Её роль повысилась в искусстве 20 в. в значит. мере благодаря влиянию художников дягилевской антрепризы. Ряд работ в балетном театре осуществили П. Пикассо, М. Шагал, А. Матисс, А. Дерен, принёсшие в балет тенденции модернистских направлений, но нашедшие и некоторые плодотворные приёмы решения совр. спектаклей. В дальнейшем в зап.-европ. балете видное место заняли работы М. Верте, Ж. Вакевича, Ж. Кокто (Франция), С. Федорович (Великобритания), Р. Гуттузо (Италия), А. Клаве (Испания) и др. Наряду с живописной декорацией широкое применение получили светопись, фрагментарные декорации и т. д.

На первых этапах развития рус. балетного театра Х. в б. не играл существенной роли (исключение - барочно-классицистские работы П. Гонзаго в кон. 18 - нач. 19 вв.). Роль эта повысилась во 2-й пол. 19 в. В 1860-80-е гг. славу "мага и волшебника" феерических эффектов (полётов, бурь, превращений, пожаров и т. п.) приобрёл декоратор Большого театра К. Ф. Вальц. В этом же русле протекала деятельность А. Ф. Гельцера, в творчестве которого были черты романтизма, особенно проявившиеся в оформлении "Спящей красавицы" (1899). В это время балеты оформлялись чаще всего из сборных типовых декораций, что способствовало возникновению рутины и штампов.

В нач. 20 в. в муз. театр пришли выдающиеся художники: К. А. Коровин, А. Я. Головин (работавшие главным образом в императорских театрах), А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др. (связанные преим. с антрепризой С. П. Дягилева). Они обогатили балетный театр достижениями совр. изобразит. искусства, принесли в него высокую живописную культуру, добились целостности живописной картины на сцене в пределах каждого акта и всего спектакля, стремились к единству декораций, освещения и костюмов, к воплощению в оформлении особенностей музыки. Этапное значение приобрели работы "Дон Кихот" (1900) и "Лебединое озеро" (1901) Коровина и Головина, "Павильон Армиды" (1907) и "Петрушка" (1911) Бенуа, "Шехеразада" (1910) Бакста, "Половецкие пляски" (1909) и "Весна священная" (1913) Рериха, "Саламбо" Коровина (1910), "Жар-птица" Головина (1910) и др. Традиции этих художников, связанных с объединением "Мир искусства", были продолжены и развиты в сов. балете. В 1920-е гг. наряду с развитием живописной декорации (Бенуа, Головин, Ф. Ф. Федоровский, М. И. Курилко) балет подвергся некоторому влиянию конструктивизма (А. А. Экстер, Н. А. Мусатов, Л. А. Фёдоров), который не привился, однако, в балете из-за своей образной безликости и отвлечённости. В 1930-40-е гг. балетное искусство испытало сильное воздействие драматич. театра. Декорации и костюмы спектаклей - "Пламя Парижа" (худ. В. В. Дмитриев, 1932), "Бахчисарайский фонтан" (В. М. Ходасевич, 1934), "Ромео и Джульетта" (П. В. Вильямс, 1940), "Медный всадник" (М. П. Бобышов, 1949) и мн. др. - отличались историч. достоверностью, жизненной конкретностью, но были в большей мере связаны с сюжетно-сценарным, чем с музыкально-хореографич., содержанием балета. Новый этап синтеза искусства в балетном спектакле, единства художеств. оформления с музыкально-хореографич. действием был достигнут в творчестве С. Б. Вирсаладзе, оформившего все балеты, поставленные Ю. Н. Григоровичем (начиная с "Каменного цветка", 1957). Работы Вирсаладзе не сводятся к покартинной характеристике места действия, а несут в себе вместе с тем обобщённое выражение образного "зерна" спектакля и характеризуются своеобразным "живописным симфонизмом", отвечающим музыке и хореографии и создающимся динамическим взаимодействием декораций, освещения и костюмов. Обладая мастерски достигнутым единством изобразит. характеристики и танцевальности, костюмы Вирсаладзе обычно развивают живописную тему декораций, динамизируя её в соответствии со структурой и ритмами музыки.

Значительные работы созданы в балетном театре также В. Ф. Рындиным ("Паганини" на муз. С. В. Рахманинова, 1960; "Ночной город" на муз. Б. Бартока, 1961; "Икар" С. М. Слонимского, 1971) и новым поколением художников, пришедших в балетный театр в 60-70-е гг. (В. И. Доррер, В. Я. Левенталь, Э. Г. Стенберг и др.). К художеств. вершинам Х. в б. приходят, преодолевая как бытовой натурализм, так и отвлечённость и схематизм, достигая специфич. образности, воплощающей музыкально-хореографич. действие.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Шанхай Города
Дебюсси Клод Биографии
Церковный звукоряд Церковная музыка
Литургическая драма Церковная музыка
Легенда Музыкальные жанры
Миниатюра Музыкальные жанры
Ереван Города
Португальская музыка Национальные культуры

Реклама