Художник в балете

Категории словаря

Художник в балете — создатель изобразительного оформления балета (декорации, костюмы, освещение и т. д.), в котором музыкально-хореографическое действие получает зримое воплощение в соответствии с идейной концепцией спектакля.

Художник в балете работает в единстве с др. участниками балетной постановки (прежде всего с балетмейстером), добиваясь художеств. целостности спектакля, единства оформления со всеми др. компонентами. В задачу X. в б. входит изображение среды действия и создание его эмоциональной атмосферы, воплощение в изобразит, решении идейного смысла основного конфликта, характеров действующих лиц. Но в отличие от драматич. т-ра в балете всё это получает специфич. преломление, диктуемое музыкально-хореографич. образностью.

Музыка выражается в изобразит, оформлении балета благодаря общности их действенного и эмоционального содержания, единству колорита, ритма, динамики. Условия танцевального действия вызывают необходимость освободить планшет сцены для развёртывания хореографич. композиций. Поэтому сложные пространственные решения с обилием станков и загромождением сцены объёмными декорациями в балете встречаются значительно реже, чем в драме или в опере. Центр тяжести в художеств, решении декораций балета падает преим. на разработку заднего плана, кулис, падуг, портального обрамления сцены.

Художник в балете является также автором световой партитуры спектакля, разрабатывая её в соответствии с изобразит, характерностью и эмоциональной атмосферой действия. В общую изобразит. картину, создаваемую на сцене X. в б., входят также бутафория и реквизит., порой играющие существенную роль в движении сюжета.

Костюм в балете должен не только выявлять историч., социальную, национальную, индивидуальную характерность того или иного персонажа, но и быть лёгким, удобным для танца, подчёркивать структуру тела и танц. движения. Основу балетного костюма составляет танцевальная «униформа» (трико, колет, «купальник», тюник, пачка), изобразительно разрабатываемая в зависимости от конкретных образов и содержания спектакля. Особенности работы X. в б. вытекают не только из внешних требований хореографии, но и из необходимости согласования изобразит, решения со спецификой её образности (музыкальностью и симфонизмом танц. действия, его обобщённостью, эмоционально-лирич. наполненностью, а нередко и метафорич. значением). Так, натуральность декораций и костюмов может вступать в противоречие с условностью хореографич. действия, и наоборот, отвлечённость и схематизм изобразительного решения — противоречить жизненной наполненности и эмоционально-психологич. конкретности хореографии. Задача X. в б. — выразить идейное «зерно» спектакля, создать среду и внешний облик действия в формах, .отвечающих образной сущности хореографии. В этом случае достигается художеств, целостность спектакля, в к-ром изобразительное решение воплощает драматургию, музыку и хореографию в их единстве.

В период возникновения европ. балета в 17 — 18 вв. в качестве самостоят, иск-ва, как придворно-аристократич. зрелища преим. мифологич. характера, для него были типичны перспективные архитектурные или парковые декорационные фоны, свойственные т-ру периода барокко и классицизма. В комедийные балеты эпохи Просвещения вошла бытовая декорация, распространённая в т-ре того времени. Значительные преобразования произошли в театрально-декорац. иск-ве романтизма, впервые выдвинувшего задачу историч. конкретности, локального колорита, противопоставления реальных и сказочных миров в оформлении не только драматич. и оперных, но и балетных спектаклей. В зап.-европ. иск-ве 2-й пол. 19 в. работе X. в б. не придавалось большого значения. Её роль повысилась в иск-ве 20 в. в значит, мере благодаря влиянию художников дягилевской антрепризы. Ряд работ в балетном т-ре осуществили П. Пикассо, М. Шагал, А. Матисс, А. Дерен, принёсшие в балет тенденции модернистских направлений, но нашедшие и нек-рые плодотворные приёмы решения совр. спектаклей. В дальнейшем в зап.-европ. балете видное место заняли работы М. Верте, Ж. Вакевича, Ж. Кокто (Франция), С. Федорович (Великобритания), Р. Гуттузо (Италия), А. Клаве (Испания) и др. Наряду с живописной декорацией широкое применение получили светопись, фрагментарные декорации и т. д.

На первых этапах развития рус. балетного т-ра X. в б. не играл существенной роли (исключение — барочно-классицистские работы П. Гонзаго в кон. 18 — нач. 19 вв.). Роль эта повысилась во 2-й пол. 19 в. В 1860 — 80-е гг. славу «мага и волшебника» феерических эффектов (полётов, бурь, превращений, пожаров и т. п.) приобрёл декоратор Большого т-ра К. Ф. Вальц. В этом же русле протекала деятельность А. Ф. Гельцера, в творчестве к-рого были черты романтизма, особенно проявившиеся в оформлении «Спящей красавицы» (1899). В это время балеты оформлялись чаще, всего из сборных типовых декораций, что способствовало возникновению рутины и штампов.

В нач. 20 в. в муз. т-р пришли выдающиеся художники: К. А. Коровин, А. Я. Головин (работавшие гл. обр. в императорских т-рах), А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др. (связанные преим. с антрепризой С. П. Дягилева). Они обогатили балетный театр достижениями совр. изобразит, иск-ва, принесли в него высокую живописную культуру, добились целостности живописной картины на сцене в пределах каждого акта и всего спектакля, стремились к единству декораций, освещения и костюмов, к воплощению в оформлении особенностей музыки. Этапное значение приобрели работы «Дон Кихот» (1900) и «Лебединое озеро» (1901) Коровина и Головина, «Павильон Армиды» (1907) и «Петрушка» (1911) Бенуа, «Шехеразада» (1910) Бакста, «Половецкие пляски» (1909) и «Весна священная» (1913) Рериха, «Саламбо» Коровина (1910), «Жар-птица» Головина (1910) и др.

Традиции этих художников, связанных с объединением «Мир искусства», были продолжены и развиты в советском балете. В 1920-е гг. наряду с развитием живописной декорации (Бенуа, Головин, Ф. Ф. Федоровский, М. И. Курилко) балет подвергся нек-рому влиянию конструктивизма (А. А. Экстер, Н. А. Мусатов, Л. А. Фёдоров), к-рый не привился, однако, в балете из-за своей образной безликости и отвлечённости.

В 1930 — 40-е гг. балетное иск-во испытало сильное воздействие драматич. т-ра. Декорации и костюмы спектаклей — «Пламя Парижа» (худ. В. В. Дмитриев, 1932), «Бахчисарайский фонтан» (В. М. Ходасевич, 1934), «Ромео и Джульетта» (П. В. Вильяме, 1940), «Медный всадник» (М. П. Бобышов, 1949) и мн. др. — отличались историч. достоверностью, жизненной конкретностью, но были в большей мере связаны с сюжетно-сценарным, чем с музыкально-хореографич., содержанием балета.

Новый этап синтеза иск-ва в балетном спектакле, единства художеств, оформления с музыкально-хореографич. действием был достигнут в творчестве С. Б. Вирсаладзе, оформившего все балеты, поставленные Ю. Н. Григоровичем (начиная с «Каменного цветка», 1957). Работы Вирсаладзе не сводятся к покартинной характеристике места действия, а несут в себе вместе с тем обобщённое выражение образного «зерна» спектакля и характеризуются своеобразным «живописным симфонизмом», отвечающим музыке и хореографии и создающимся динамическим взаимодействием декораций, освещения и костюмов. Обладая мастерски достигнутым единством изобразит, характеристики и танцевальности, костюмы Вирсаладзе обычно развивают живописную тему декораций, динамизируя её в соответствии со структурой и ритмами музыки.

Значительные работы созданы в балетном т-ре также В. Ф. Рындиным («Паганини» на муз. С. В. Рахманинова, 1960; «Ночной город» на муз. Б. Бартока, 1961; «Икар» С. М. Слонимского, 1971) и новым поколением художников, пришедших в балетный т-р в 60- 70-е гг. (В. И. Доррер, В. Я. Левенталь, Э. Г. Стенберг и др.). К художеств, вершинам X. в б. приходят, преодолевая как бытовой натурализм, так и отвлечённость и схематизм, достигая специфич. образности, воплощающей музыкально-хореографич. действие.

Литература: Луцкая Е., Художники в балетном спектакле, «Искусство», 1962, № 1; Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыкальный театр М., 1963; его же, Вадим Рындин, М., 1965; его же Симон Вирсаладзе, М., 1969; его же, Балеть Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М. 1971; его же, Изобразительное искусство и музыка Л., 1977; Карп П., О балете, М., 1967; его же Симон Багратович Вирсаладзе, в сб.: Ленинградские художники театра, Л., 1971; Березкин В.И., Вадим Рындин, М., 1974; его же, Художник в советском балете, в сб.: Советский балетный театр, М., 1976; Пожарская М.Н., Русское театрально-декорационное искусство конца XIX — начала XX века, М., 1970.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Основной тон Термины и понятия
Скоморохи Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Диапазон Термины и понятия
Родство тональностей Термины и понятия
Обиход Церковная музыка
Пипа Музыкальные инструменты
Концертные залы Термины и понятия
Coupe, pas coupe (купе) Балет и танец
Аранжировка Термины и понятия
Сюита Термины и понятия
Сложный контрапункт Термины и понятия

Реклама