Монгольская музыка

Категории словаря

Монг. нар. музыка построена на пентатонике. Она подразделяется на 3 осн. разновидности: песни, эпич. сказания и инстр. музыку. Нар. песни одноголосны. Различают медленные "протяжные" (урт-дуу), имеющие большой диапазон, сложный ритмич. рисунок, богато орнаментированную мелодику (включает мелизмы, тремоло и др.), и "короткие" (богино-дуу), более простые по ритму, мелодии и построению. Распространены песни лирич., бытовые, трудовые, революц., историч., походные, шуточные, религиозные и лит. происхождения. Часто песни исполняются в сопровождении нар. инструментов, обогащаясь при этом орнаментальными подголосками. Среди нар. инструментов: лимба - род флейты, моринхур и хучир - струнные смычковые, шанз - плекторный щипковый, ёочин - род цимбал, и др. Народная инстр. музыка представлена 3 разновидностями: сольные наигрыши, инструментальные (песенно-инстр.) ансамбли и наигрыши музыкантов-сказителей.

С глубокой древности широкое распространение получили сказания (улигеры) эпич. содержания. Носители устной нар. муз. культуры - хурчи (исполнители на хуре), улигерчи (рапсоды-сказители), дуучи (певцы-солисты), хогжимчи (музыканты-инструменталисты). Среди выдающихся нар. исполнителей и создателей песен, в т. ч. и о новом быте, наиболее известны: Ульдзуй Лубсан-хурчи, Тудуб, Алтан-гэрэл, М. Дугаржав, Дашиделиг и др. В Монголии бытует также особый, весьма своеобразный вид двухголосного горлового пения (особым способом певец одновременно извлекает два звука - басовый и флажолет).

Совр. М. м. начала развиваться после революц. преобразований 1920-30-х гг. Первая партизанская песня "Шивэ Кяхта" ("Взятие крепости Кяхта") родилась в огне боёв нар. Революции 1921. Вслед за ней были созданы нар. революц. песни "Красное знамя", "Песня об аэроплане" и др. В 1924 появились песни старейшей деятельницы монг. муз. иск-ва Ишдулам "Ленин наш учитель", "Песня о Ленине и Сухэ-Баторе", затем были созданы песни нар. композиторами У. Лубсан-хурчи "Маркс и Ленин", М. Дугоржава "Песня о Сухэ-Баторе" и др. В песнях 40-х гг. преобладала военно-патриотич. тема. Появились также трудовые, рабочие, детские, молодёжные, лирические и др. песни; их писали композиторы Л. Мурдорж, Б. Дамдинсурэн, С. Гончиксумла, Л. Дорж, Д. Лувсаншарав и др. В 50-х гг. тематика песен расширилась, в них прочное место заняли гражданская лирика, тема созидат. деятельности рабочих и сельских тружеников.

В 60-е гг. в связи с общим подъёмом культуры в МНР и растущими эстетич. запросами народа жанровый состав песенного творчества обогатился. Появились сочинения для хора a cappella (авторы - хормейстеры, получившие высшее образование в СССР, Д. Мяасурэн, Д. Лувсаншарав, Г. Дармзагд и др.).

Становление проф. муз. культуры проходило под влиянием европ. музыки. Первые образцы муз. драмы возникли на базе песен-диалогов сказителей. В 1942 в Улан-Баторе основан Муз.-драм. т-р, спектакли к-рого сопровождались небольшим ансамблем нар. инструментов. При активной помощи сов. специалистов воспитывались первые кадры исполнителей и композиторов. В 40-50-е гг. молодые композиторы, певцы, дирижёры, хормейстеры были направлены на учёбу в СССР и др. социалистич. страны. В 1963 Муз.-драм. т-р был преобразован в Т-р оперы и балета. В 60-70-е гг. в его репертуаре мн. классич. и совр. оперы на монг. яз. ("Евгений Онегин", "Русалка", "Фауст", "Чио-Чио-сан", "Алеко", "Князь Игорь", "Проданная невеста"; "Октябрь" Мурадели и др.), а также балеты ("Бахчисарайский фонтан", "Коппелия", "Эсмеральда", "Золушка" и др.); произв. монг. композиторов: С. Гончиксумлы - опера "Унэн" (1954), балеты "Секира" (1960), "Сельский праздник" (1967), "Верные друзья" (1971); Б. Дамдинсурэна - оперы "Путь к счастью" (1952), "Три Шарайгольских хана" (1961), "Борьба" (1965), "Амарсана" (1971), "Незабываемые сорок два дня" (1974), балет "Легенда об озере" (1969); Д. Лувсаншарава - оперы "Хан Бургед" (1966), "Взятие крепости Кяхта" (1971); Э. Чойдога - балеты "Цветок среди бурьяна" (1965), "Нерушимая, стальная дружба" (1969); Л. Мурдоржа - опера "Народный певец и музыкант Намжил" (1961). Среди солистов т-ра: нар. арт. МНР Д. Пурэвдорж, засл. арт. МНР Г. Хайдав, Д. Жаргалсайхан, А. Загдсурэн; солисты балета - засл. арт. МНР Т. Туул, О. Ганбатор; гл. дирижёр т-ра - нар. арт. МНР Ж. Чулун, балетм. - засл. деят. иск-в МНР Б. Жамьяндагва и др. В 1950 создан Нар. ансамбль песни и танца МНР. При ансамбле работает оркестр нар. инструментов, в составе к-рого реконструированные деревянные и медные духовые инструменты (лимба, бишгуур, эвэр бурээ, их бурээ и др.), струнные смычковые (хучир, кобыз, моринхур, бас кобыз, их хур), щипковые плекторные (шанз), арфообразные (ятга), типа цимбал (ёочин), ударные. Ансамбль неоднократно выступал в СССР и в др. странах Европы, Азии и Африки.

Гос. симф. оркестр МНР осн. в 1957. Его худ. рук. и главный дирижёр засл. арт. МНР Ц. Намсрайжав. Оркестр пропагандирует классич. музыку, произв. совр. муз. иск-ва, способствует созданию новых сочинений монг. композиторами (С. Гончиксумла, Д. Дамдинсурэн, Л. Мурдорж, Э. Чойдог, Ж. Чулун, Ц. Намсрайжав и др.). Сочинения композиторов МНР охватывают мн. жанры: кантаты, оперы и балеты, камерные и симфонич. произв., пьесы для нар. инструментов, музыка к фильмам.

В Улан-Баторе имеются Ансамбль песни и пляски Монгольской Народной армии, образцово-показательный духовой оркестр Мин-ва обороны МНР, муз.-хореографическое уч-ще. Муз.-драм. т-ры работают в центрах аймаков (областей): Чойбалсане, Кобдо, Баян-Улэгэй и др. городах. В 1964 создан Союз композиторов МНР. Председатель С. Гончиксумла (со дня основания). Среди музыковедов: Д. Батсурэн, Ж. Бадра, Г. Ринченсамбу.

Литература: Берлинский П. М., Монгольский певец и музыкант Ульдзуй Лубсан-Хурчи. Опыт анализа монгольского устного музыкально-поэтического творчества, М., 1933; Смирнов Б. Ф., Музыкальная культура Монголии, М., 1963; его же, Монгольская народная музыка, М., 1971; Кондратьев С. A., Музыка монгольского эпоса и песен, М., 1970; Ряузов С. Н., По пути, указанному Лениным, "СМ", 1970, No 2; его же, Встреча советских и монгольских музыкантов, "МЖ", 1972, No 5; его же, Пути развития музыкального творчества, "СМ", 1973, No 12; Флярковский А. Г., Встречи с друзьями, "СМ", 1971, No 6; Гончиксумла С., Крепнут творческие связи, "МЖ", 1972, No 5; The music of the Mongols, pt 1 - Eastern Mongolia, Stockh., 1943.

С. Н. Ряузов

реклама

вам может быть интересно

Уменьшение Термины и понятия
Бесконечный канон Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Педализация Термины и понятия
Социология музыки Термины и понятия
Резонаторное отверстие Музыкальные инструменты
Andantino, андантино Термины и понятия
Гобой Музыкальные инструменты
Нонет Термины и понятия
Вертикаль Термины и понятия
Дайра Музыкальные инструменты
Пауза Термины и понятия
Война буффонов Течения в искусстве

Реклама