Лютня

Категории словаря
Караваджо «Лютнист». 1595-1596 Эрмитаж, С.-Петербург.

Лютня (польск. lutnia; первоисточник: араб. аль’уд, букв. — дерево) — струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет выпуклый овальный корпус (склеенный из отдельных сегментов), короткую широкую шейку с отогнутой назад под прямым углом головкой. Верхняя дека плоская, с большим круглым резонаторным отверстием, в к-рое обычно вставлена ажурная розетка из дерева или папье-маше. Струны жильные, крепятся внизу к приклеенной на деке подставке, вверху наматываются на поперечные колки, вставленные в головку. Количество струн (в разное время и у разных экземпляров) — 6–16; 1-я струна одинарная, остальные — парные (иногда число струн доходило до 24). Наибольшим распространением пользовались 6-8-струнные Л. В основе настройки — квартово-терцовые соотношения (обычно терция в середине и кварты по краям), менявшиеся в зависимости от исполняемого произв. До нач. 16 в. Л. обычно не имели ладов или их было не более 4. Затем число ладов (делались навязными из жильных струн) увеличилось до 11. Во время исполнения Л. держали, оперев корпус о колени и слегка приподняв шейку вверх. Звук извлекали, защипывая струны пальцами, иногда плектром. По характеру звучания Л. близка к гитаре.

Л. ведёт своё происхождение от уда — одного из древнейших и главных струн. инструментов арабо-иранской муз. культуры, сведения о к-ром восходят к 3–7 вв. В конце средних веков уд был занесён маврами и сарацинами в Испанию и Сицилию, откуда в 14 в. под назв. Л. и с нек-рыми изменениями в конструкции распространился в странах Зап., а позднее и Вост. Европы, включая Польшу, Украину и отчасти Россию (с нач. 18 в. — гл. обр. среди петерб. придв. круга). В эпоху Возрождения Л. приобрела господствующее положение как в проф., так и любительском исполнительстве. На ней играли соло, вводили её в состав разл. ансамблей и оркестров, аккомпанировали собственному пению, солистам, хору. Об исключит. популярности Л. свидетельствуют многочисл. картины, рисунки и гравюры, на к-рых художники изображали лютнистов и лютнисток с инструментами в руках. Наивысшего расцвета иск-во игры на Л. достигло в 16–17 вв. Ко 2-й пол. 18 в. Л. была вытеснена гитарой и струнными клавишными инструментами (клавикорд, клавесин, позднее — фортепьяно). В 19 в. интерес к Л. и лютневой музыке возник вновь. Однако Л. этого времени ничем, кроме формы резонаторного корпуса, не отличалась от гитары (имела прямую головку, более узкую шейку с врезанными металлич. ладами, 6 одинарных струн и квартовый строй). Сохранила своё значение лишь в странах Востока. Бытует в Армении под араб. назв. «уд».

Для Л. была создана обширная муз. лит-ра. Часто авторы произв. были одноврем. и исполнителями. Среди наиболее крупных композиторов-лютнистов 16–18 вв.: итальянцы Фр. Спиначчино, Франческо да Милано, В. Галилеи, француз Д. Готье, англичанин Дж. Дауленд, немцы Г. Нёйзидлер и С. Вайс, поляки В. А. Длугорай и Б. Пенкель, украинец по происхождению, петерб. придв. музыкант Т. Белоградский. Л. использовали в своих соч. А. Вивальди, Г. Гендель, Й. Гайдн (сам хорошо игравший на Л.) и др.

Музыка для Л. записывалась при помощи табулатуры.

В 16 в. были созданы разновидности Л. — более высокая по строю, дискантовая пандурина и низкие, басовые — теорба и китаррон (архилютня). В 16–18 вв. работали выдающиеся мастера по изготовлению Л. — П. Габбони, И. Вайс, И. Тильке, И. Гофман и др.

Литература: Вrеnеt M., Notes sur l’histoire du luth en France, Turin, 1899; La Laurencie L., Les luthistes, P., 1928; Zuth J., Handbuch der Laute und Guitarre, W., 1926–28.

К. А. Вертков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Балладная опера Музыкальные жанры и формы
Балетмейстер Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Путевой распев Церковная музыка
Белград музыкальный Национальные культуры
Кантеле Национальные культуры
Тампет Балет и танец
Хоральная обработка Термины и понятия
Музыкальная комедия Термины и понятия
Ричеркар Термины и понятия
Концерт Термины и понятия
История музыки Термины и понятия

Реклама