Канцона

итал. canzone, canzona, от лат. cantio — пение, песнь; франц. chanson, испан. canción, нем. Kanzone

Первоначально название разновидности лирич. стихотворений, зародившейся в Провансе и получившей широкое распространение в Италии 13-17 вв. Поэтич. К. имела строфич. строение и обычно состояла из 5-7 строф. С самого зарождения она была тесно связана с музыкой, к-рая подчёркивала её строфич. структуру. К., сочинявшиеся выдающимися итал. поэтами во главе с Петраркой, также получали муз. воплощение, обычно для неск. голосов. С муз. стороны такие К. сближаются с фроттолой. В 16 в. возникают и народные итальянские формы К., родственные вилланелле; к ним принадлежат разновидности canzoni alla napoletana и canzoni villanesche.

В 16-17 вв. в Италии появляются и инстр. К. - для клавишных инструментов, для инстр. ансамбля. Вначале это были более или менее свободные обработки французских chanson, затем и оригинальные сочинения в стиле таких обработок. Обычно они представляли собой последование разделов имитац. склада на родственные основной теме или новые темы (часто обозначались как "Allegro") с вклинивающимися между ними разделами гомофонного склада (часто обозначались как "Adagio"). Франц. вок. К. и их обработки назывались в Италии canzon (alla) francese, в отличие от итал. вок. К. - canzona da sonar. К. часто издавались в табулатурах, партитурах, голосах; последние допускали возможность исполнения ансамблем и (после соответств. обработки) на органе. Среди итал. авторов канцон - М. А. Каваццони, к-рому принадлежат самые ранние образцы инстр. К. (Recerchari, motetti, canzoni, Венеция, 1523), А. Габриели, К. Меруло, А. Банкьери, Дж. Д. Ронкони, Дж. Фрескобальди. Фрескобальди часто применял в своих К. фугированное изложение, ввёл К. для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса. Через его учеников И. Я. Фробергера и И. К. Керля К. проникла в Германию, где сочинения в этом жанре писали в числе прочих Д. Букстехуде и И. С. Бах (BWV 588). Ок. 1600 в К. для ансамбля всё большее значение приобретает многохорность, чем создаются предпосылки для возникновения concerto grosso. К. для клавишных инструментов в 17 в. сблизилась с ричеркаром, фантазией и каприччо и постепенно превратилась в фугу; развитие К. для солирующего инструмента с сопровождением генерал-баса вело к возникновению сонаты. С кон. 18 в. назв. К. выходит из употребления; в 19 в. оно иногда применяется как обозначение вок. и инстр. лирич. пьес (К. "Voi che sapete" из оперы В. А. Моцарта "Свадьба Фигаро", медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского (in modo di canzone)).

Литература: Протопопов Вл., Ричеркар и канцона в XVI-XVII веках и их эволюция, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972.

реклама

вам может быть интересно

Сопрано Опера, вокал, пение
Kyrie eleison, кирие элeйсон Церковная музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Просвещение Балет и танец
Сербская музыка Национальные культуры
Голосоведение Термины и понятия
Революционная песня Музыкальные жанры
Фонизм Термины и понятия
Септет Термины и понятия
Пентатоника Термины и понятия
Мензуральная нотация Термины и понятия
Прага Города
Экоссез (экосез) Балет и танец

Реклама