Вводный тон

Категории словаря

Вводный тон — неустойчивый звук лада, расположенный на секунду ниже или выше I ступени и тяготеющий к ней. Звук VII ступени, как прилегающий к I ступени снизу, называется нижним В. т.; звук II ступени — соответственно верхним. В. т. обладают наиболее интенсивным мелодич. тяготением к главному звуку лада, в особенности В. т., отстоящий от него на малую секунду вниз (в натуральном и гармонич. мажоре и гармонич. миноре это звук VII ступени — лат. subsemitonium modi, нем. Leitton, фран. note sensible — «чувствит. нота», англ. leading note). Нижний В. т. является терцией аккорда V ступени и имеет доминантовую функцию. Под «вводнотоновостью» часто подразумевают специфич. остроту малосекундового, полутонового тяготения. Как выявление и обострение потенциальной «вводнотоновости» может рассматриваться всякая мелодич. альтерация, создающая как бы искусственные хроматич. В. т.

Одним из характерных признаков мажора и минора, с развитием к-рых связана история В. т., является его разрешение. Асафьев назвал В. т. «глаголом» европ. лада. Вызревание элементов мажора и минора в европ. проф. музыке выразилось, в частности, в возникновении системы В. т. (subsemitonium modi — «нижний полутон лада») практически ко всем осн. ступеням муз. звукоряда (первоначально в связи с транспозицией т. н. церковных ладов — musica ficta, 13–16 вв.). Характерные мелодич. и гармонич. обороты с В. т., закрепившиеся в 15–16 вв. в каденциях, с установлением господства мажоро-минорной системы в 17–19 вв. стали применяться и вне каденций. Переход от одного нижнего В. т. с его разрешением к другому в классич. ладогармонич. системе обычно относился к признакам модуляции или отклонения.

В эпоху романтизма происходит накопление внутритональной вводнотоновости альтерационного происхождения. Э. Курт ввёл понятие «свободной вводнотоновой группы» (freie Leittoneinstellung по X. Эрпфу) для обозначения одновременного сочетания неск. звуков, являющихся В. т. по отношению к аккорду разрешения (напр., des-f-as-h-dis-fis к тонике C-dur, «прилегающие» звуки по русской терминологии И. В. Способина).

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Голосоведение Термины и понятия
Родство тональностей Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Прага Города
Tour, тур Балет и танец
Вена музыкальная Национальные культуры
Народная музыка Термины и понятия
Марсельеза Музыкальные жанры
Реперкуссия Термины и понятия
Новаторство Термины и понятия
Двойной контрапункт Термины и понятия
Танеев Сергей Биографии
Rond de jambe, рон де жамб Балет и танец

Реклама