Контрданс

Контрданс (франц. contredanse, от англ. countrydance, букв. — деревенский танец) — старинный английский народный танец. Впервые упоминается в лит-ре в 1579. Об истории возникновения К. известно мало, не исключено, что танец берёт своё начало от хороводов и шествий в честь праздника весны. Первые муз. обр. сделал комп. Дж. Плейфорд в танцевальном сб. «Английский танцевальный учитель» (1651), к-рый затем переиздавался 18 раз вплоть до 1728.

Контрданс существовал в двух разновидностях: longway и round. Осн. особенность К. — возможность одноврем. участия любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих, к-рые по очереди повторяют известные фигуры танца. Преим. размеры: 2/4, 6/8. Музыка К. варьировалась очень разнообразно. Количество па доходило до неск. сотен. В 1685 появился в Нидерландах и Франции. Наибольшее распространение получил в 1750–62, вытеснив даже менуэт. Общедоступность, живость и универсальность К. (в противоположность придв. танцам — менуэту и паванне, исполняемым одной-двумя парами) сделали его в 18–19 вв. популярным на балах Европы (в т. ч. и России). Это привело к возникновению многочисл. видов К.: кадриль, гросфатер, экоссез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. К. называли по-разному: contredance angles — во Франции; Kontertanz frances — в Германии; ecosses — в др. странах Европы.

Самый распространённый вид К. — франц. кадриль; участвуют четыре или восемь пар, образующих каре; состоит из пяти или шести фигур; перед каждой фигурой обязательна ритурнель в 8–16 тактов.

Мелодии К. часто использовались композиторами-вёрджиналистами как темы вариаций; в балетах — как заключит. номер (опера-балет «Полимия» Рамо, его же балеты «Пигмалион», «Зефир» и др., «Творение Прометея» Бетховена; впоследствии Л. Бетховеном — как тема вариаций ор. 35 и финала Героической симфонии). Муз. форма К. есть и у В. А. Моцарта («Дон Жуан»), Бетховена (12 контрдансов для оркестра), П. И. Чайковского («Евгений Онегин»). Мн. мелодии К. впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., «Ça ira» — песня Великой франц. революции). Темы К. становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх.

К. утрачивает популярность к 1830, но сохраняется в нар. быту, особенно в Англия и Шотландии. В 20 в. благодаря усилиям Об-ва нар. танцев, созданного в Англии в 1911, К. возрождается; издано 100 танцев из «Английского танцевального учителя», получивших распространение в Шотландии, Германии, Сев. Америке.

Литература: Ивановский П. П., Бальный танец XVI—XIX вв., М., 1963; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963.

С. П. Панкратов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Африканский танец Балет и танец
Мелодрама Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Саратов музыкальный Национальные культуры
Будапешт музыкальный Национальные культуры
Скоморохи Национальные культуры
Гармонический минор Теория музыки
Микрофон Термины и понятия
Дебют Термины и понятия
Пропоста Теория музыки
A cappella, а капелла Теория музыки
Литовский балет Балет и танец

Реклама