Симфоническая картина

Категории словаря

Симфоническая картина — род симфонического, б. ч. одночастного программного произведения (см. Программная музыка). Симфоническая картина близка к симфонической поэме; в отличие от последней, симфоническая картина обычно не связана с к.-л. сюжетом и отражает объекты и явления действительности, не претерпевающие существ. изменений, напр. пейзажи, жанровые сцены, батальные картины. В подобного рода симфонических картинах большое значение приобретают средства музыкальной изобразительности (см. Звукопись). К области С. к. принадлежат и портретные зарисовки, раскрывающие характерные, устойчивые внеш. и внутр. качества героя, а не перипетии его судьбы; такие зарисовки могут запечатлевать и образы лит. героев. В С. к. зачастую главенствует один муз. образ; если же она складывается из неск. эпизодов, они немногочисленны и контраст их не носит антагонистич. характера — они скорее сопоставляются, чем противопоставляются, в связи с чем главенствующий образ обычно возвращается без существ. изменения его характера.

Симфонические картины богато представлены в русской музыке. В числе их авторов — А. Г. Рубинштейн («музыкально-характеристич. картины» «Фауст», 1854, «Иван Грозный», 1868, «Дон Кихот», до 1871, и др.), Н. А. Римский-Корсаков («Садко», «эпизод из былины», 1867), А. П. Бородин («В Средней Азии», 1880), А. К. Глазунов (3-частная С. к. «Кремль», 1880; «Весна», 1891), Вас. С. Калинников («Кедр и пальма», 1898), А. К. Лядов («Баба-Яга», 1904; «Волшебное озеро», 1909; «Кикимора», 1910), А. А. Спендиаров («Три пальмы», 1905), С. В. Рахманинов («Остров мёртвых», 1909), Р. М. Глиэр («Запорожцы», 1921) и др. С. к. встречаются и в качестве составных частей оперных сочинений — У П. И. Чайковского («Полтавский бой» в «Мазепе», 1883), Н. А. Римского-Корсакова («Ночь на горе Триглав» в «Младе», 1890, «Три чуда» в «Сказке о царе Салтане», 1900) и др. В заруб. музыке термин «симфоническая картина» не получил распространения, хотя среди носящих др. назв. одночастных симф. произв. встречаются и такие, к-рые по своему характеру близки к С. к.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Аллеманда Музыкальные жанры и формы
Меццо-сопрано Опера, вокал, пение

рекомендуем

смотрите также

Детская музыкальная школа Термины и понятия
Поза в балете Балет и танец
Регент Термины и понятия
Мажоро-минор Теория музыки
Пассакалья Музыкальные жанры и формы
Альбертиевы басы Теория музыки
Опера-буффа Термины и понятия
Ступень Теория музыки
Музыкальная культура Термины и понятия

Реклама