Былина

Былина — жанр русских эпических песен-сказаний.

Термин «былина» — литературоведческий; введён И. П. Сахаровым в 1839; нек-рые исследователи-литературоведы (А. М. Астахова) считают его народным. На рус. Севере Б. и историч. песни называются «старины». Б. повествуют о значит. обществ. событиях далёкого прошлого, гл. обр. 11–16 вв., отличаются монументальностью художеств. образов и форм. Самые ранние известные записи Б. относятся к 17 в. Первый рукописный сб. Б. с напевами — сб. Кирши Данилова датируется прибл. сер. 18 в. (26 приведённых в нём текстов Б. опубликовано в 1804, 1-е издание сборника с нотными записями относится к 1818). Всего опубликовано до 2500 былинных текстов, нередко совпадающих по сюжетам, к-рых насчитывается св. 100; публикаций музыки Б. значительно меньше.

Большинство Б., сохранённых устной традицией крестьянства, принадлежит к т. н. «киевскому» (или «Владимирову») циклу, истоки к-рого восходят ещё к Киевской Руси. В центре этих героич. песен — образы богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и др.; в нек-рых песнях воплощена мощь рус. народа, мечтавшего о гос. единстве и независимости родины в эпоху феод. раздробленности. Новгородские Б. воспевают певца-гусляра Садко, бунтаря Василия Буслаева и др. Известна Б. и о богатыре-земледельце Микуле Селяниновиче. Наряду с Б. героическими особую группу составляют т. н. «скоморошины». В прошлом Б. пелись по всей Руси. К концу 19 в. они сохранились гл. обр. на рус. Севере (Заонежье, Пинега, Мезень, Печора, побережье Белого моря и др.). В средней полосе России в это время встречались лишь единичные образцы Б. Своеобразные разновидности Б. сложились на юге России, особенно у донских и терских казаков.

Северным Б. свойственна одноголосная (сольная) традиция исполнения, южным — многоголосная (хоровая). Юж. Б. относят к жанру Б. условно, т. к. они имеют не столько повествовательный, сколько лирич. характер. По композиции, поэтич. стилю и музыке они родственны широкораспевным донским протяжным песням, в к-рых каждому тексту отвечает особый напев. Сольная (реже ансамблевая) традиция органично претворяет особенности эпич. повествования — неторопливую, размеренную декламацию- сказывание. Былинные напевы речитативного склада тесно связаны со структурой стиха и строфы Б. Наибольшее распространение получили напевы однострочные, т. е. соответствующие одной строке стиха:

«Про татарское нашествие». Сборник «Илья Муромец» (Москва-Ленинград, 1958, приложение)

«Про татарское нашествие». Сборник «Илья Муромец» (Москва-Ленинград, 1958, приложение)

Существуют также напевы двухстрочные и (реже) трёхстрочные (напр., в Заонежье), к-рые наиболее полно отражают структуру поэтической строфы. Их последняя мелодическая фраза повторяется столько раз, сколько требуется по логике текста, т. о. оттеняются смысловые грани повествования:

«Жил Святослав...». Напев И. Т. Рябинина, нотация А. С. Аренского. Хрестоматия «Русское народное музыкальное творчество» (Москва, 1958).

«Жил Святослав...». Напев И. Т. Рябинина, нотация А. С. Аренского. Хрестоматия «Русское народное музыкальное творчество» (Москва, 1958).

Степень речитативности и песенности былинных напевов может быть различной. Преобладают секундовые и терцовые мелодические ходы, обычно укладывающиеся в диапазон кварты или сексты, часто со срединной каденцией на II ступени лада. При многократном повторении напев импровизационно варьируется, следуя логическим акцентам текста; наиболее устойчивы начало и окончание мелодии. В сев.-рус. Б. могут быть выделены 3 типа напевов: 1) однострочные напевы при 12-14-сложном стихе с тремя основными ударениями («полный эпич. размер» по А. Л. Маслову), бытующие на Мезени и Печоре; 2) речитативные напевы-скороговорки «скоморошьего» размера (8-11-сложный стих с двумя осн. ударениями); 3) напевы, близкие к песенным и связанные с многогол. складом, характерные для печорской традиции.

В Б. сольной традиции напевы не закреплены за определёнными текстами. На один-два напева сказитель может исполнить весь свой былинный репертуар. Имеются даже напевы, единые для целого района (напр., на Печоре). Они не воплощают образы текста, но помогают их восприятию, сосредоточивая внимание слушателя на содержании Б.

Среди сев.-рус. сказителей Б.: И. Т. и Т. Г. Рябинины, М. Д. Кривополенова, В. П. Щеголёнок, А. М. и М. С. Крюковы. Обработки Б. постоянно включались в сб-ки рус. нар. песен для пения с сопровождением фп., составлявшиеся крупнейшими рус. композиторами — М. А. Балакиревым, Н. А. Римским-Корсаковым и др. Б. входит в оркестровую обработку К. А. Лядова «Восемь русских народных песен». Б. оказали большое влияние на рус. классич. и сов. музыку, способствуя развитию в ней эпич. начала (опера «Садко», творчество А. П. Бородина, А. К. Глазунова, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева и др.). Рус. и сов. композиторы широко использовали в своих сочинениях сюжеты и мелодии Б. (оперы «Снегурочка», «Борис Годунов», Фантазия на темы И. Т. Рябинина для фп. с орк. Аренского, Симфония-былина «Илья Муромец» Глиэра, «Эпическая поэма» Галынина, «Былина про Ленина» Попова, «Северные сказы» Трамбицкого, «Былина про Илью Муромца и Идолище поганое» Мокроусова и др.).

Сборники былин: Сборник Кирши Данилова, СПБ, 1901, посл. изд., М.-Л., 1958; «Илья Муромец». Сост. А. Астахова (и др.), Нотные образцы сост. Ф. А. Рубцов, М.-Л., 1958; Григорьев А. Д., Архангельские былины и исторические песни, собранные в 1899—1901 гг., т. 1, М., 1904; т. 2, Прага, 1939; т. 3, СПБ, 1910; Былины Печоры и Зимнего Берега. Сост. А. Астахова (и др.), Нотные образцы сост. В. Ф. Соколов, М.-Л., 1961; Песенный фольклор Мезени. Сост. Н. Колпакова (и др.), Муз. образцы сост. Б. Добровольский, Л., 1967; Листопадов A., Песни донских казаков, т. I, ч. 1, М., 1949; Былины. Сост. Б. Добровольский и В. Коргузалов (готовится к печати).

Литература: Общие работы: Скафтымов А. Н., Поэтика и генезис былин, М.-Саратов, 1924; Штокмар М. П., Исследования в области русского народного стихосложения, М., 1952; Пропп В. Я., Русский героический эпос, М., 1958; Астахова А. М., Былины. Итоги и проблемы изучения, М.-Л., 1966; Ухов П. Д., Атрибуции русских былин, М., 1970.

Музыковедческие работы: Macлов A., Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад, в кн.: Труды муз.-этнограф. комиссии, т. II, М., 1911; Янчук Н., О музыке былин в связи с историей их изучения, в изд.: Былины. Под ред. М.Сперанского, т. 2, М., 1919, с. 527–72; Гиппиус Е. В.,Эвальд З. В., Несколько замечаний о напевах мезенских и печорских былин, в сб.: Былины Севера, т. 1. Записи, вступ. статья и коммент. А. М. Астаховой, М.-Л., 1938; Попова Т., Русское народное музыкальное творчество, т. 1, М., 1962, гл. V; Коргузалов В., Структуры сказительской речи в русском эпосе, в сб.: Русский фольклор, в. X, М.-Л., 1966; Дубравин В. В., Музыкальный эпос севернорусской народной традиции, Л., 1972.

И. И. Земцовский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Скерцо Термины и понятия
Симфония Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Сонатная форма Термины и понятия
Какофония Термины и понятия
Larghetto, ларгeтто Термины и понятия
Саксофон Музыкальные инструменты
Бонн музыкальный Национальные культуры
Украинский балет Балет и танец
Медианта Термины и понятия
Романтизм в балете Балет и танец
Мелос Термины и понятия

Реклама