Юмореска (нем. Humoreske, от Humor — юмор) — музыкальная пьеса шутливого, юмористического характера или включающая выдержанные в таком характере разделы. Название «юмореска» впервые применил Р. Шуман к своей фортепианной пьесе ор. 20 (1839); он исходил из понимания термина в духе Жана Поля Рихтера (юмор как удачное соединение мечтательности и шутки); юмореска Шумана — развёрнутая пьеса, состоящая из ряда лирических и скерцозных эпизодов (Шуман создал также юмореску для фп. трио — No 2 в его «Фантастич. пьесах» для этого состава, ор. 88, 1842).
Позднее мн. композиторы 19 в. применяли термин «юмореска» для обозначения как отд. пьесы, так и серии небольших пьес, гл. обр. для фп. При этом они трактовали юмореску иначе, чем Шуман. Юморески Э. Грига (4 Ю. для фп. ор. 6, 1865) — род жанровых зарисовок, в к-рых нашли отражение самобытные черты норв. нар. музыки. В юморесках А. Дворжака (8 Ю. для фп. ор. 101, 1894) ярко проявилось лирич. начало (особенно в наиболее известной Ю. No 7 Ges-dur), y М. Регера — скерцозность (5 Ю. ор. 20, Ю. ор. 32 No 6 и др.). Известны и юморески для др. составов; в их числе 5 юморесок для мужского 4-гол. хора Лёве (1843), юмореска для оркестра Хумпердинка (1879).
В русской музыке в юмореске заметно выступают скерцозно-плясовые черты. Таковы юморески П. И. Чайковского («Две пьесы» для фп. ор. 10, No 2, 1872), С. В. Рахманинова («Салонные пьесы» для фп. ор. 10, No 5, 1894). Эту традицию во многом продолжают и советские композиторы — Л. Н. Ревуцкий, О. В. Тактакишвили, Р. К. Щедрин и др. Родственны юмореске бурлеска, каприччо.
Литература: Penkert A., Die musikalische Formung von Witz und Humor, в сб.: Kongress fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft 1913, Stuttg., 1914;Hohenemser R., Uber Komik und Humor in der Musik, «JbP», 1918, Jahrg. 24.
Т. Ю. Овсянникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.