Humoresques, Op. 6
В 1865 г. Эдвард Григ фортепианный цикл «Юморески». В этом произведении еще ярче, чем в «Поэтических картинках», написанных двумя годами раньше, проявились национальные черты его композиторского облика – настолько, что это не встретило понимания у его наставника Нильса Гаде, композитора талантливого и опытного, но чрезмерно консервативного, полностью находящегося во власти строгих академических традиций и стремящегося направить в то же русло своих учеников. Когда молодой композитор показал ему свое новое сочинение, уважаемый мэтр спросил с ироническим выражением: «Послушайте, Григ, неужели вот это и есть норвежская музыка?» И автор уверенно ответил: «Да, господин профессор», – он уже определил свой путь в музыкальном искусстве.
Цикл «Юморески» Эдвард Григ посвятил своему другу – композитору-норвежцу Рикарду Нурдроку. Это произведение можно было бы назвать «Норвежскими народными танцами» – настолько ярко проявляется их жанровая основа. Однако композитор отдал предпочтение заглавию, которое раскрывало бы особенности национального характера его соотечественников: юмор, задор, энергичность, богатую фантазию. В этом цикле еще ощущается влияние мазурок Фредерика Шопена, глубоко чтимого Эдвардом Григом, и все же преобладают здесь норвежские черты музыкального языка – острота танцевальных ритмов, характерные гармонические «жесткости» (наложение доминанты на тонику), колорит лидийского лада. Но подлинных норвежских мелодий Григ здесь не цитирует, композитор воспроизводит особенности музыки своего народа – не только ладовые и ритмические, но и фактурные. Традиции народного музицирования проявляются в выдержанных органных пунктах, в расцвечивании мелодий «скрипичными» орнаментами.
Все четыре пьесы, составляющие цикл, пронизаны солнечным, жизнерадостным настроением (может быть, это связано не только с воплощением картин народного праздника, но и с радостью художника, обретшего свою творческую индивидуальность, ощутившего себя не «робким учеником», а самостоятельным творцом?) Вместе с тем, каждая из пьес обладает собственным неповторимым обликом. Все они в качестве жанровой основы опираются на какой-либо танец, либо зародившийся в норвежском крестьянском быту, либо получивший в нем своеобразное национальное преломление.
Первая пьеса представляет собой сельский вальс – идиллический и грациозный. Он сменяется во второй пьесе мужественным танцем в ритме менуэта – а таком виде, как этот танец существовал в крестьянской среде. Это одна из лучших фортепианных пьес, созданных Эдвардом Григом в ранний период творчества. Здесь с особой яркостью проявляются черты норвежской музыки, в частности, акцентированная вторая доля в трехдольном размере. Мелодия с ее отчетливым рисунком перекликается с одной из народных песен сборника, изданного норвежским композитором Людвигом Матиасом Линдеманом. Особую силу и мужественную энергию придает этой мелодии уверенная «поступь» в басовом голосе. Возникает образ мужественного и сильного человека из народа – таких персонажей немало в произведениях норвежского писателя Бьёрнстьерне Бьёрнсона.
Ярким контрастом к этому суровому образу звучит третья пьеса. Если предыдущие номера цикла основывались на танцевальных жанрах, усвоенных норвежским народом, но зародившимися за пределами Норвегии, то жанровую основу третьего номера цикла составляет танец, имеющий норвежское происхождение – халлинг, наиболее древний народный танец Северной Европы. Его характерные черты – разнообразие ритма, синкопы, постепенное ускорение темпа к концу танца. Эти особенности присутствуют и в третьей пьесе «Юморесок» – удивительно светлой, непринужденной и грациозной. Наряду с танцевальностью в ней присутствует и лирический оттенок. Особое очарование халлинг приобретает благодаря «песенным» интонациям – подобным тем, которые появятся впоследствии в песне Сольвейг из музыки к драме «Пер Гюнт».
Особой динамичностью отличается заключительная пьеса «Юморесок», в которой «крупными мазками» нарисована картина крестьянского праздника. Основываясь на жанре спрингданса – другого норвежского танца – эта пьеса особенно виртуозна. Выдержанные квинты в басу и жесткие секундовые созвучия прекрасно передают особенности игры народных музыкантов. Нарастающая энергия танца достигает апогея в финальном ладовом контрасте: бурно «взлетающий» по звукам минорного звукоряда гаммаобразный пассаж завершается радостным аккордом в мажоре.
Цикл «Юморески» был высоко оценен пианистом, дирижером и композитором Отто Винтер-Ельмом. В своей большой статье об Эдварде Григе, опубликованной в 1866 г. в газете «Morgenbladet», он говорит о «Юморесках» как о произведении, в котором молодой автор «сбрасывает с себя цепи, скованные чужими руками». Наряду с несколькими романсами, первой скрипичной и фортепианной сонатами Грига «Юморески» прозвучали в октябре 1866 г. на дебютном концерте композитора.
Фортепианное творчество Грига →