Эдвард Григ

Дата рождения
15.06.1843
Дата смерти
04.09.1907
Профессия
Страна
Норвегия
Эдвард Григ / Edvard Grieg

Список сочинений, даты и литература

...Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство...
Э. Григ

Эдвард Григ — первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», «Лирические пьесы» и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в.

Творческое созревание композитора проходило в обстановке бурного расцвета духовной жизни Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, фольклору, культурному наследию. Это время принесло целое «созвездие» талантливых, национально самобытных художников — А. Тидеман в живописи, Г. Ибсен, Б. Бьернсон, Г. Вергеланд и О. Винье в литературе. «За последние двадцать лет Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться ни одна страна, кроме России», — писал в 1890 г. Ф. Энгельс. «...Норвежцы создают гораздо больше, чем другие, и накладывают свою печать также и на литературу других народов, и не в последнюю очередь на немецкую».

Григ родился в Бергене, где его отец занимал пост британского консула. Мать, одаренная пианистка, направляла музыкальные занятия Эдварда, она привила ему любовь к Моцарту. Последовав совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля, Григ в 1858 г. поступил в Лейпцигскую консерваторию. Хотя система преподавания не во всем удовлетворяла юношу, тяготевшего к романтической музыке Р. Шумана, Ф. Шопена и Р. Вагнера, годы учения не прошли бесследно: он приобщился к европейской культуре, расширил музыкальный кругозор, овладел профессиональной техникой. В консерватории Григ нашел чутких наставников, уважительно относившихся к его дарованию (К. Рейнеке по композиции, Э. Венцель и И. Мошелес по фортепиано, М. Гауптман по теории).

С 1863 г. Григ живет в Копенгагене, совершенствуя композиторское мастерство под руководством известного датского композитора Н. Гаде. Вместе со своим другом, композитором Р. Нурдроком Григ создал в Копенгагене музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых скандинавских композиторов. В путешествиях по Норвегии с Буллем Григ учился лучше понимать и чувствовать национальный фольклор. Романтически мятежная фортепианная Соната ми минор, Первая скрипичная соната, «Юморески» для фортепиано — таковы многообещающие итоги раннего периода творчества композитора.

С переездом в 1866 г. в Кристианию (ныне Осло) начался новый исключительно плодотворный этап жизни композитора. Укрепление традиций отечественной музыки, объединение усилий норвежских музыкантов, воспитание публики — вот основные направления деятельности Грига в столице. По его инициативе в Кристиании была открыта Музыкальная академия (1867). В 1871 г. Григ основал в столице Музыкальное общество, в концертах которого дирижировал произведениями Моцарта, Шумана, Листа и Вагнера, а также современных скандинавских композиторов — Ю. Свенсена, Нурдрока, Гаде и др. Григ выступает и как пианист — исполнитель своих фортепианных произведений, а также в ансамбле с женой, одаренной камерной певицей, Ниной Хагеруп.

Произведения этого периода — Фортепианный концерт (1868), первая тетрадь «Лирических пьес» (1867), Вторая скрипичная соната (1867) — свидетельствуют о вступлении композитора в пору зрелости. Однако огромная творческая и просветительская деятельность Грига в столице натолкнулась на ханжеское, косное отношение к искусству.

Живший в атмосфере зависти и непонимания, он нуждался в поддержке единомышленников. Поэтому особенно памятным событием в его жизни стала встреча с Листом, состоявшаяся в 1870 г. в Риме. Напутствие великого музыканта, его восторженная оценка Фортепианного концерта вернули Григу веру в себя: «Продолжайте в том же духе, это я вам говорю. У вас есть для этого данные, и не давайте себя запугать!» — эти слова прозвучали для Грига как благословение.

Пожизненная государственная стипендия, которую Григ получал с 1874 г., дала возможность ограничить концертную и педагогическую деятельность в столице, чаще выезжать в Европу. В 1877 г. Григ оставил Кристианию. Отклонив предложение друзей поселиться в Копенгагене и Лейпциге, он предпочел уединенную и сосредоточенную на творчестве жизнь в Хардангере, одной из глубинных областей Норвегии.

С 1880 г. Григ обосновался в Бергене и его окрестностях на вилле «Трольхауген» («Холм троллей»). Возвращение на родину благотворно сказалось на творческом состоянии композитора. Кризис конца 70-х гг. миновал, Григ вновь испытал прилив энергия. В тиши «Трольхаугена» были созданы две оркестровые сюиты «Пер Гюнт», струнный Квартет соль минор, сюита «Из времен Хольберга», новые тетради «Лирических пьес», романсы и вокальные циклы.

До последних лет жизни продолжалась просветительская деятельность Грига (руководство концертами бергенского музыкального общества «Гармония», организация в 1898 г. первого фестиваля норвежской музыки). Сосредоточенный композиторский труд сменялся гастрольными поездками (Германия, Австрия, Англия, Франция); они способствовали распространению норвежской музыки в Европе, приносили новые связи, знакомства с крупнейшими современными композиторами — И. Брамсом, К. Сен-Сансом, М. Регером, Ф. Бузони и др.

В 1888 г. в Лейпциге Григ встретился с П. Чайковским. Надолго связавшая их дружба основывалась, по словам Чайковского, «на несомненном внутреннем родстве двух музыкальных натур». Вместе с Чайковским Григ был удостоен почетного звания доктора Кембриджского университета (1893). Григу посвящена увертюра Чайковского «Гамлет». Творческий путь композитора завершили Четыре псалма на старинные норвежские мелодии для баритона и смешанного хора a cappella (1906).

Образ родины в единстве природы, духовных традиций, фольклора, прошлого и настоящего стоял в центре творчества Грига, направляя все его искания. «Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня — нечто самое высокое. Никакой великий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!»

Самым глубоким и художественно совершенным обобщением эпического образа родины стали 2 оркестровые сюиты «Пер Гюнт», в которых Григ дал свою трактовку ибсеновского сюжета. Оставив за рамками характеристику Пера — искателя приключений, индивидуалиста и бунтаря, — Григ создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы («Утро»), нарисовал причудливые сказочные образы («В пещере горного короля»). Значение вечных символов родины обрели лирические образы матери Пера — старой Озе — и его невесты Сольвейг («Смерть Озе» и «Колыбельная Сольвейг»).

В сюитах проявилось своеобразие григовского языка, обобщившего интонации норвежского фольклора, мастерство концентрированной и емкой музыкальной характеристики, в которой многоплановый эпический образ возникает в сопоставлении кратких оркестровых картин-миниатюр.

Традиции программных миниатюр Шумана развивают «Лирические пьесы» для фортепиано. Зарисовки северных пейзажей («Весной», «Ноктюрн», «На родине», «Колокола»), жанровые и характеристические пьесы («Колыбельная», «Вальс», «Бабочка», «Ручеек»), норвежские крестьянские танцы («Халлинг», «Спрингданс», «Гангар»), фантастические персонажи народных сказок («Шествие гномов», «Кобольд») и собственно лирические пьесы («Ариетта», «Мелодия», «Элегия») — огромный мир образов запечатлен в этих лирических «дневниках» композитора.

Фортепианная миниатюра, романс и песня составляют основу творчества композитора. Подлинными жемчужинами григовской лирики, простирающейся от светлого созерцания, философского размышления до восторженного порыва, гимничности, стали романсы «Лебедь» (стихи Ибсена), «Сон» (стихи Ф. Богенштедта), «Люблю тебя» (стихи Г. X. Андерсена). Подобно многим романтическим композиторам, Григ объединяет вокальные миниатюры в циклы — «По скалам и фьордам», «Норвегия», «Девушка с гор» и др. В большинстве романсов использованы тексты скандинавских поэтов. Связи с национальной литературой, героическим скандинавским эпосом проявились и в вокально-инструментальных произведениях для солистов, хора и оркестра на тексты Б. Бьернсона: «У врат монастыря», «Возвращение на родину», «Олаф Трюгвасон» (ор. 50).

Инструментальные произведения крупных циклических форм отмечают важнейшие вехи эволюции композитора. Фортепианный концерт, открывающий период творческого расцвета, явился одним из значительных явлений в истории жанра на пути от концертов Л. Бетховена к П. Чайковскому и С. Рахманинову. Симфоническая широта развития, оркестровая масштабность звучания характеризуют и струнный Квартет соль минор.

Глубокое ощущение природы скрипки, инструмента исключительно популярного в норвежской народной и профессиональной музыке, обнаружилось в трех сонатах для скрипки и фортепиано — в светло-идиллической Первой; динамичной, ярко национально окрашенной Второй и в Третьей, стоящей в ряду драматических произведений композитора вместе с фортепианной Балладой в форме вариаций на норвежские народные мелодии, Сонатой для виолончели и фортепиано. Во всех названных циклах принципы сонатной драматургии взаимодействуют с принципами сюиты, цикла миниатюр (основанных на свободном чередовании, «цепи» контрастных эпизодов, фиксирующих внезапные смены впечатлений, состояний, образующих «поток неожиданностей», по выражению Б. Асафьева).

Жанр сюиты господствует в симфоническом творчестве Грига. Помимо сюит «Пер Гюнт», композитором написаны сюита для струнного оркестра «Из времен Хольберга» (в манере старинных сюит Баха и Генделя); «Симфонические танцы» на норвежские темы, сюита из музыки к драме Б. Бьернсона «Сигурд Йорсальфар» и др.

Творчество Грига быстро обрело путь к слушателям разных стран, уже в 70-х гг. 19 века оно стало любимым и глубоко вошло в музыкальную жизнь России. «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца», — писал Чайковский. — «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты, норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».

И. Охалова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Эдвард Григ / Edvard Grieg

Григ, Эдвард Хагеруп (норв. Edvard Hagerup Grieg; 15 VI 1843, Берген — 4 IX 1907, там же) — норвежский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный деятель. Крупнейший представитель норвежской композиторской школы.

Григ рос в культурной и обеспеченной семье (родоначальником этой семьи в Норвегии был шотландец А. Григ, переселившийся в Берген в середине 18 века). Отец композитора, бергенский купец Александр Григ, занимал должность британского консула; мать, Гесина Григ, урождённая Хагеруп, была хорошей пианисткой. Под её руководством Григ обучался музыке, способности к которой проявились у него в раннем детстве.

В 1858-1862 Григ учился в Лейпцигской консерватории по классу фортепиано, а также композиции (у К. Рейнеке). Большое влияние оказало на Грига творчество Р. Шумана, Ф. Шуберта и Ф. Мендельсона. Об этом свидетельствуют первые опубликованные сочинения Грига (фортепианные пьесы ор. 1 и романсы ор. 2, на слова немецких поэтов).

В 1863 композитор едет в Копенгаген, где сближается с группой единомышленников, воодушевлённых идеей создания нового национального искусства. Вместе с норвежским композитором Р. Нурдроком и несколькими датскими музыкантами Григ организует музыкальное общество «Евтерпа» и выступает в нём в качестве дирижёра, пианиста и автора музыкальных произведений, привлекая внимание передовой интеллигенции (посещавший эти концерты писатель X. К. Андерсен высоко оценил талант молодого Грига).

В обстановке творческого подъёма и увлечения идеей народности дарование Грига быстро созревало и обретало яркие, самобытные черты. Григ создаёт фортепианную сонату (ор. 7), сонату для скрипки и фортепиано (ор. 8), «Юморески» для фортепиано, увертюру «Осенью», ряд романсов (в т. ч. «Люблю тебя» и «Сердце поэта» на сл. X. К. Андерсена).

Творческому расцвету способствовало событие личной жизни — женитьба на кузине Нине Хагеруп, одарённой камерной певице, постоянно выступавшей с Григом в камерных концертах и приобретшей известность в качестве исполнительницы его романсов. С 1866 Григ жил в Кристиании (Осло). Здесь наступил расцвет деятельности Грига — композитора, дирижёра, пианиста, педагога, муз. критика.

В 1867 он делает первую попытку создать в Норвегии специальное учебное заведение — Музыкальную академию; в 1871 основывает концертное Музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). В борьбе за осуществление своих просветительских взглядов Григу пришлось столкнуться с большими трудностями, нередко его начинания встречали отпор со стороны космополитически настроенной крупной буржуазии. Вместе с тем горячую поддержку нашёл Григ в среде передовой интеллигенции, поборников самобытной национальной культуры. Завязывается тесная дружба Грига с писателем и общественным деятелем Б. Бьёрнсоном, оказавшим большое влияние на мировоззрение Грига. В союзе с Бьёрнсоном возникли крупные музыкально-драматические произведения Грига на сюжеты из древнего скандинавского эпоса — «Эдды». К этому же периоду относятся выдающиеся инструментальные сочинения: фортепианный концерт (1868), 1-я тетрадь «Лирических пьес» для фортепиано (1867) и др.

Имя Грига приобретает известность за рубежом. Большую поддержку композитору оказал Ф. Лист, оценивший Грига как яркого представителя новой, зарождающейся национальной музыкальной школы. В 1874 Григу была предоставлена пожизненная государственная стипендия. Широкое признание и материальная обеспеченность позволили Григу оставить концертную деятельность в столице и переселиться в Берген, который становится основным местом его жизни и деятельности. Страстно любивший родную природу, он совершает длительные поездки в горы, слушает игру народных скрипачей — «хардингфелеров», подолгу живёт в деревенской глуши среди крестьян, рыбаков, лесорубов. Поэзия норвежской природы, глубокое проникновение в дух и строй народной музыки отразились в лучших произведениях этих лет: музыке к драме «Пер Гюнт», написанной в 1874-75 по просьбе её автора — Г. Ибсена, Балладе для фортепиано, струнном квартете.

Период 1880-90-х гг. был для Грига временем растущей мировой славы. Неустанно работая как композитор, он не прекращает исполнительской деятельности, руководит концертами бергенского музыкального общества «Гармония», выступает как пианист и дирижёр в Германии, Дании, Голландии. В январе 1888, в Лейпциге, он знакомится с П. И. Чайковским, между композиторами возникает дружба. Чайковский восхищался поэтичностью музыки Грига, свежестью и самобытностью его стиля (в 1888 Чайковский посвятил Григу увертюру «Гамлет»). С блестящим успехом проходят концертные выступления Грига в Англии и Франции. В 1889 он был избран членом Французской академии изящных искусств, в 1893 удостоен почётного звания доктора Кембриджского университета (одновременно с Чайковским). Совершая зимой концертные поездки по разным странам Европы, он отдавал летние месяцы созданию новых произведений.

В последние годы жизни Григ работал главным образом в области фортепианной миниатюры, романса. Ценным вкладом в музыкальное искусство явились созданные им сборники народных песен и танцев. Работая в тиши и уединении на вилле Трольхауген, в окрестностях Бергена, он продолжал общаться с народными музыкантами, записывать образцы норвежского фольклора.

Не прекращалась и просветительская деятельность Грига. В 1898 он организует в Бергене первый фестиваль норвежской музыки (проводятся и ныне), неизменно участвует во всех событиях норвежской общественной жизни, уделяет большое внимание работе концертных организаций и хоровых обществ, выступает как критик и публицист.

Григ пристально следил за развитием музыкальной жизни Европы, выступал с развёрнутыми очерками о композиторах-классиках (Р. Вагнере, Р. Шумане, В. А. Моцарте, Дж. Верди, А. Дворжаке), пропагандировал творчество норвежских композиторов — Ю. Свенсена, X. Хьерульфа, Р. Нурдрока. Вместе с Бьёрнсоном он задумывает ораторию «Мир». Особое значение имели публичные выступления Грига по поводу крупных событий общественно-политической жизни. Заветной мечтой Грига была поездка в Россию, искусство которой он горячо любил. Планы своих гастролей он обсуждал в переписке с русскими музыкальными деятелями (А. И. Зилоти, Ц. А. Кюи и др.).

Осенью 1907 г. намеревался выехать с концертами в Англию, но тяжёлый приступ астмы заставил его остаться в Бергене. Его поместили в больницу, где он и скончался. По завещанию композитора, прах его был похоронен в скале над фьордом возле его виллы Трольхауген. В 1925 здесь был основан мемориальный дом-музей Э. Грига.

Эдвард Григ / Edvard Grieg

Григ относится к тем художникам, роль которых оказалась решающей для развития отечественной культуры. Начав творческую жизнь в маленькой «провинциальной» стране, композитор силой своего гения возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики. 1860-е гг. — период бурного развития прогрессивных сил норвежского общества. Норвежская литература выдвинула в эти годы Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона. Говоря о своём сотрудничестве с этими писателями, Григ не случайно называл эпоху своей молодости «бурной весной норвежского искусства». Большую роль в защите отечественной литературы, искусства и народных традиций сыграли предшественники Грига, норвежские музыканты У. Булль, Хьерульф, Нурдрок.

Стиль Грига отмечен яркой индивидуальностью и национальной характерностью. С первых шагов творческой жизни он стремился овладеть «родной речью» норвежской музыки. Композитор свободно претворяет ладовые, интонационные черты норвежского мелоса. Под воздействием норвежского музыкального фольклора сложились характерные для Грига стилистические приёмы: использование старинных диатонических ладов (особенно лидийского мажора, с повышенной 4-й ступенью), красочные совмещения аккордов различных функций, длительные остинато, обилие органных пунктов, энергичная, острая ритмика. Впитав в юности влияния немецкого романтизма, Григ всё ярче проявлял затем свою индивидуальность.

От природы одарённый особым чувством колорита, он внёс много нового в области гармонии и фактуры. Присущие ему качества тонкой живописной изобразительности пронизывают его музыку особым ощущением света, воздуха и пространства. Красочность гармонии в произведениях Грига сближает композитора с его французскими современником — К. Дебюсси, представителем импрессионизма.

Непрерывно обогащая свой стиль, Григ преследовал главную цель создания подлинно народного искусства, способного трогать и волновать сердца. В обширном наследии Грига представлены основные музыкальные жанры: сценическая и хоровая музыка, симфонические произведения, камерные ансамбли, фортепианные сочинения, романсы. По преимуществу миниатюрист, Григ наиболее полно проявил себя в области фортепианного и камерного вокального творчества. В этих жанрах сказались лучшие стороны его дарования, тонкий и задушевный лиризм.

Фортепианное творчество Грига многогранно. В нём нашли отражение и образы природы, и поэтические картины народной жизни, и скрытые движения человеческой души. Его небольшие фортепианные пьесы можно сравнить с лирическими стихотворениями, в которых немногими словами выражена полнота впечатлений. Таковы фортепианные циклы, которые композитор писал на протяжении всего творческого пути.

Среди них первое место занимает большой цикл «Лирические пьесы» в 10 тетрадях (1867-1901). В этих пьесах Григ по-новому продолжает традиции романтической программности и создаёт своеобразный дневник впечатлений художника. Здесь и северные пейзажи («На родине», «Весной», «Мальчик-пастух», «Вечер в горах»), и причудливые образы народной фантастики («Танец эльфов», «Шествие гномов», «Кобольд»), и поэтические картины настроений («Ариетта», «Меланхолия», «Ноктюрн», «Из юных дней»). В лирическом плане преломляются у Грига характерные сцены народной жизни («Свадебный день в Трольхаугене»). Особую группу в фортепианном творчестве Грига составляют обработки норвежских песен и танцев, в которых особенно ярко выявился самобытный стиль композитора.

В раннем и среднем периоде творчества Григ пользовался в основном записями норвежского фольклориста Л. М. Линдемана, давая им новую жизнь оригинальной гармонизацией («25 народных танцев и песен», «Норвежские танцы»). Новые черты Григ вносит в позднейшие обработки собственных записей 1890-1900. Не сглаживая некоторой жёсткости стиля народных танцев, Григ ярко воплотил в своих «халлингах», «спрингарах», «гангарах» светлое, здоровое восприятие жизни, свойственное норвежскому народу.

Работая в жанре фортепианной миниатюры, Григ уделял большое внимание также и формам сонаты, концерта, вариационного цикла. Среди его фортепианных сочинений выделяется ранняя юношеская соната e-moll, полная романтического порыва. Огромным завоеванием Грига явился концерт для фортепиано с оркестром (1868) — первое крупное сочинение, доставившее композитору мировую известность. Светлая, вдохновенная музыка Грига прозвучала как гимн Норвегии. Концерт вызвал восторженную оценку крупнейших пианистов мира — Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Широким драматическим размахом и глубиной чувств отмечена фортепианная Баллада в форме вариаций на народную тему, во многом перекликающаяся с балладами Ф. Шопена.

К фортепианным сочинениям Грига близко примыкают его камерные ансамбли: 3 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, 2 струнных квартета. Композитор тонко чувствовал природу смычковых инструментов, имеющих в Норвегии свою давнюю традицию. Под впечатлением игры народных скрипачей возникла у Грига лучезарная музыка 2-й скрипичной сонаты, в которой воплотились ритмы норвежского танца. В медленных частях циклов получили отражение лирико-созерцательные народные напевы (3-я скрипичная соната, соната для виолончели и фортепиано). Монументальностью форм и широтой развития отличается 1-й струнный квартет Грига, являющийся своеобразной «камерной симфонией», навеянной образами суровой горной природы. В квартете, как и в других ансамблях, Григ применяет красочную «оркестральную» манеру письма.

Своеобразна трактовка Григом оркестровых, симфонических жанров. Все его оркестровые сочинения, за исключением ранней неизданной симфонии c-moll, принадлежат к типу сюиты или программной миниатюры. Мастерское владение красками струнного оркестра сказалось в сюите «Из времён Хольберга» — стилизации старинной сюиты эпохи И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Лучшие оркестровые сочинения Грига связаны с литературной программой, навеяны творчеством Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона. Мировой славой пользуются сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1888-96), в которой Григ дал своё прочтение сюжета, усилив его лирические черты и внеся пейзажные моменты. На основе поэзии Бьёрнсона возникли произведения, раскрывающие героические образы норвежского эпоса: опера «Улаф Трюгвасон» (1873, не завершена), музыка к драме «Сигурд Крестоносец» (1872, переработана Григом в сюиту) и др.

Григ — один из крупнейших мастеров романса и песни, ему принадлежит около 150 произведений в этой области. Унаследовав традиции Ф. Шуберта и Р. Шумана, он в то же время раскрыл в этом жанре свой мир чувств и настроений, своё мироощущение. Воплощая в романсах образы норвежской поэзии, он придавал огромное значение выбору текста. Линия немецкой романтической песни заметно прослеживается в ранних романсах Грига на слова немецких и датских поэтов; среди них свежестью вдохновения выделяются песни на слова Андерсена — «Мелодии сердца». Знакомство с поэзией Ибсена и Бьёрнсона углубило лирический строй романсов Грига. В зрелом периоде творчества Григ обычно объединяет романсы в сборники или циклы, посвященные одному поэту. Глубоким психологизмом отмечены лирико-философские романсы на стихи Ибсена («Лебедь» и др.).

Проникновение в мир норвежского фольклора помогло композитору создать шедевр вокальной лирики — песню Сольвейг из драмы «Пер Гюнт». Воздействие норвежского народного мелоса ярко отразилось также в трактовке песенного цикла на слова народного поэта О. Винье, в элегических романсах на слова И. Паульсена, в колоритных песнях на слова В. Крага, посвященных природе и людям Норвегии («В челне» и др.).

Наряду с этими сборниками Григ создаёт программные циклы, посвященные одной теме, объединённые общим названием: «Норвегия» на слова И. Паульсена, «По скалам и фьордам» на стихи X. Драхмана и цикл «Девушка с гор» на текст поэмы А. Гарборга — единственный сюжетный цикл во всём наследии композитора, являющийся вершиной позднего творчества Грига. Сила лирического вдохновения в нём сочетается с мастерством звукописи, тонкой передачей пейзажа и колорита. Начиная с 1870-х гг. (циклы на слова Ибсена, Бьёрнсона, Паульсена) Григ уделяет всё больше внимания задачам выразительной декламации, экспрессии, колорита. Не случайно романсы Грига среднего и позднего периодов носят название «стихотворений» («digte»). Эта тенденция сближает его вокальную музыку с новаторскими исканиями других мастеров романса — М. П. Мусоргского, К. Дебюсси, X. Вольфа.

С творчеством Грига связана целая эпоха развития норвежского искусства. Подлинно народный художник, он впервые творчески переработал и обобщил коренные черты музыкального фольклора Норвегии. Кредо Грига высказано им в словах: «Я черпал богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого до сих пор неисследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство». К его школе принадлежат наиболее даровитые норвежские композиторы конца 19 — начала 20 вв.: К. Синдинг, Ю. Хальворсен, Я. Боргстрём, А. Эгген, К. Эллинг, Г. Скьельдеруп, Э. Альнес, С. Ли. Традиции Грига продолжаются в творчестве виднейших норвежских музыкантов современности (К. Эгге, X. Северуд, Г. Твейт, Э. Грувен, С. Юрдан и др.).

Творчество Грига было особенно популярно в России. Высокую оценку оно получило у П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова. Григ является одним из любимых композиторов в Советском Союзе, где его светлое искусство всегда привлекает самые широкие круги слушателей.

O. E. Левашёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Список сочинений, даты и литература
Жизненный и творческий путь
Облик и эстетические взгляды
Фортепианное творчество
Камерно-инструментальное творчество
Романсы и песни
Особенности норвежской народной музыки и ее влияние на стиль Грига

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

Словарные статьи

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама