Григ. Соната для скрипки и фортепиано No. 3

Violin Sonata No. 3 (c-moll), Op. 45

Композитор
Год создания
1887
Жанр
Страна
Норвегия
Эдвард Григ / Edvard Grieg

Первая и Вторая скрипичные сонаты Эдварда Грига разделены двумя годами, но между созданием Второй и Третьей прошло два десятилетия. По мнению некоторых исследователей, замысел этого произведения, ставшего для композитора последним из завершенных им камерно-инструментальных сочинений, относится ко времени создания Струнного квартета, но реализован он был гораздо позднее. В 1886 г., находясь в Тролльхаугене, Григ жалуется в одном из писем, что многочисленные визиты «летних гостей» мешают работе над камерным сочинением (очевидно, имеется в виду Третья скрипичная соната), и он не знает, когда сможет закончить произведение. В другом письме, написанном в январе 1887 г., он сообщает о завершении сонаты. Однако композитор был не вполне доволен своим новым произведением, позднее он внес в сонату некоторые исправления.

Если Первую скрипичную сонату Григ охарактеризовал как «наивную», а Вторую – как «национальную», то Третья стала для него произведением, «открывающим новые горизонты». И действительно, скрипичная Соната № 3 отличается от своих предшественниц. Национальный норвежский элемент, в более ранних творениях Грига в первую очередь привлекавший внимание европейской публики своей необычностью, в ней тоже присутствует, но играет менее заметную роль. На первый план выходят совсем иные черты. Примечательна основная тональность сонаты – до минор. Как правило, Эдвард Григ обращался к минорным бемольным тональностям, воплощая драматические и трагические образы (достаточно вспомнить соль-минорный Струнный квартет или фортепианную Балладу соль минор). В драматической концепции произведения ощущается влияние Людвига ван Бетховена, прежде всего – «Крейцеровой сонаты» с ее патетикой. Ее без преувеличения можно назвать вершиной камерно-инструментального творчества Эдварда Грига – она объединяет в себе национальный элемент двух предыдущих скрипичных сонат, драматургическую цельность Струнного квартета, экспрессию фортепианной Баллады и красочность Сонаты для виолончели.

В структуре цикла ясно обозначен принцип трехчастности, столь часто встречающийся у Грига: трагическим до-минорным крайним частям контрастирует светлая ми-бемоль-мажорная вторая. Первая и третья части сходны по образному строю – в финале, в отличие от предыдущих григовских скрипичных сонат, нет жанрового фольклорного элемента.

Главная партия первой части – Allegro molto ed appassionato – несет в себе страстный порыв. Она появляется сразу же у обоих инструментов – решительно, без всякого вступительного раздела. Сочетание энергичных «взлетов» у скрипки с суровыми фортепианными аккордами создает образ неотвратимой судьбы. Тема изложена в трехчастной форме, ее средний раздел – призывная мелодия с героическим оттенком. Лирическая побочная партия исполнена тревоги, подчеркнутой синкопами в фортепианной партии. Парадоксальным образом разработка представляется более спокойной: главная партия приобретает просветленную мечтательность, представая у скрипки в высоком регистре на фоне мягко струящихся фортепианных фигураций. Секвенционное развитие нисходящих мотивов постепенно омрачает тему, и перед репризой вновь возникает тревожное настроение, которое достигает предела в репризе и коде.

Вторая часть – Allegretto espressivo alla Romanza – Allegro molto – Tempo I – лирический центр сонаты. Протяженная мелодия широкого дыхания очаровывает своим спокойствием. Разное тембровое освещение – сначала прозрачный верхний регистр фортепиано, затем теплое «пение» скрипки – раскрывает разные грани образа. В среднем разделе появляется единственная во всей сонате тема фольклорного склада – наигрыш в духе халлинга.

Драматические образы возвращаются в финале – Allegro animato. Вращение мелодии вокруг квинтового тона в сочетании с триолями в фортепианной партии придает тревожный характер главной теме. В процессе развития эта тема, излагаясь в мажоре, приобретая танцевальные ритмические черты, наполняется волевой энергией. Именно это героическое начало определяет облик третьей части – распевная вторая тема воспринимается как лирический эпизод.

Первым исполнителем Сонаты для виолончели и фортепиано стал скрипач Адольф Бродский – выходец из Российской империи, преподаватель Лейпцигской консерватории. Когда скрипач впервые сыграл произведение перед композитором, Григ, по его признанию, «не узнал» сонату: «Такой именно я ее и задумал в свое время, но только никогда не верил, что удастся так полно воплотить мои намерения». Перед премьерой, состоявшейся в декабре 1887 г. в Лейпциге, между скрипачом и композитором, аккомпанировавшем ему, возник спор: Бродский настаивал, чтобы крышка рояля была закрыта, но Григ желал ее открыть, обещая играть с умеренной громкостью: «Это норвежское обещание!» – заявил Григ, и тогда Бродский согласился. К счастью, этот небольшой конфликт не помешал успеху сонаты, который не могли омрачить даже разгромные рецензии критиков: публика встретила произведение бурными овациями, а вскоре после издания было распродано полторы тысячи экземпляров (по словам издателя, это бы беспрецедентный случай, какого не было даже с произведениями Иоганнеса Брамса). Соната для скрипки и фортепиано № 3 до минор стала часто исполняемой и наиболее известной из трех скрипичных сонат Эдварда Грига. Очень ценил это произведение Сергей Васильевич Рахманинов, исполнявший сонату в дуэте с Фрицем Крейслером.

Камерно-инструментальное творчество Грига

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама