Опера в 3 действиях. Либретто по одноименной поэме В. А. Жуковского написано М. Чайковским.
Первое представление состоялось 9 января 1904 года в Москве на сцене Большого театра.
Действующие лица:
- Бима, царь Видарбы, бас
- Дамаянти, его дочь, сопрано
- Наль, царь Нишады, тенор
- Пушкара, его сводный брат, бас
- Кали, бог ада, баритон
- Керкота, царь змей, меццо-сопрано
- Сунанда, подруга Дамаянти, меццо-сопрано
- Вестник, тенор
- Брамин, бас
- Боги, небесные духи, жрецы, баядерки, воины, цари, царевичи, народ
Первое действие
Первая картина. Роскошные сады при дворце индийского царя Бимы.
Чудесный сон приснился дочери царя, прекрасной Дамаянти,— будто с неба прилетел золотой гусь и поведал ей, что нет на свете никого, кто был бы красивее и лучше нишадского царя Наля. Любовь к Налю загорелась в сердце царевны — только о нем она мечтает, только его ждет. И вот, освещенный небесным светом, появляется Наль. Он объявляет царевне, что четыре великих бога спустились с неба на землю и предстанут перед Дамаянти — одного из них она должна избрать своим супругом. Но девушка равнодушна к богам — одним лишь чувством, любовью к Налю полна ее душа.
Вторая картина. Чертоги царя Бимы. Торжественно празднует старый царь сватовство дочери. Прекрасные юноши появляются среди женихов: это Наль и четыре бога, принявшие образ Наля. Дамаянти обращается к богам, моля их открыть избранника ее сердца. У богов над головами загораются звезды, так обнаруживается подлинный Наль. Царевна подходит к любимому и подает ему венок. Все благословляют и приветствуют невесту и жениха. Бог ада — Кали разгневан выбором, который сделала царевна. Он решил овладеть Дамаянти и клянется отомстить своему сопернику.
Второе действие
Первая картина. Дворец царя Наля. Глухая ночь, постепенно наступает рассвет. Кали негодует — прошло шесть лет, а он все еще не свершил своей мести. Но сейчас замысел Кали близок к осуществлению — Наль позабыл исполнить обряд святого омовения, и бог зла приобретает свою власть над грешником. В образе странствующего факира Кали предлагает царю чашу с заколдованным вином. Одурманенный зельем, Наль играет в кости со своим сводным братом Пушкарой и проигрывает ему все драгоценности, а потом корону и царство. Наль, ставший нищим, уходит в изгнание. Дамаянти отказывается от престола и следует за любимым супругом.
Вторая картина. Поляна в дремучем лесу. Вечер. Дамаянти утешает усталого, измученного Наля ласковой колыбельной песней, а затем и сама засыпает. Послушавшись злого Кали, Наль покидает спящую Дамаянти. Проснувшись, она приходит в ужас и не верит, что супруг мог оставить ее одну в лесу. Кали, приняв образ пленительного юноши, хочет овладеть беззащитной женщиной. Боги спасают Дамаянти и переносят ее во дворец отца.
Третье действие
Первая картина. Утренние сумерки. Скалистая местность. К одной из скал прикован Керкота — царь змей. Наль освобождает Керкоту, который в награду избавляет Наля от власти злого бога. Наль принимает образ Вагуки, воина царя Ритуперна.
Вторая картина. Площадь перед дворцом царя Бимы. С помощью царя Ритуперна и его воителя Вагуки Бима одержал победу над Пушкарой. Народ приветствует победителей. Дамаянти, истосковавшаяся в разлуке с Налем, чувствует, что он, невидимый, присутствует здесь. Обращаясь к богам, она умоляет их открыть ей любимого супруга. Наль принимает свой прежний образ. Дамаянти счастлива. — Снова Дамаянти с Налем неразлучна — поет хор небесных духов.