Шостакович. Шесть стихотворений Марины Цветаевой

Six Poems by Marina Tsvetayeva, Op. 143

Композитор
Год создания
1973
Дата премьеры
27.12.1973
Жанр
Страна
СССР
Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Вокальный цикл для контральто и фортепиано, соч. 143 (1973); оркестровая версия — соч. 143а

1) «Мои стихи»
2) «Откуда такая нежность»
3) «Диалог Гамлета с совестью»
4) «Поэт и царь»
5) «Нет, бил барабан»
6) «Анне Ахматовой»

История создания

Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой написан Шостаковичем летом 1973 года. В июне композитор побывал в США. Там, в Эванстоне, на берегу озера Мичиган неподалеку от Чикаго, расположен Северо-Западный университет, в котором Шостаковичу торжественно вручили почетный диплом доктора изящных искусств. На обратном пути он побывал в Вашингтоне, где ему было сделано полное медицинское обследование. Результаты были неутешительны и ни в чем не расходились с выводами отечественной медицины: болезнь Шостаковича неизлечима, конец — только вопрос времени.

В Европу композитор возвращался на лайнере «Куин Элизабет». Из Лондона в тот же день отправился самолетом домой. После утомительного путешествия июль провел на подмосковной даче, а в августе поехал в Эстонию, в курортное местечко Пярну. Там и был создан цикл романсов на стихи Марины Цветаевой (1892—1941), великой и трагической русской поэтессы, в котором композитор отдал дань другой трагической и гениальной личности — Анне Ахматовой.

Для нового сочинения были выбраны стихи разных лет. Первому, «Моим стихам, написанным так рано, что и не знала я, что я — поэт» (май 1913), композитор дал свое название — «Мои стихи». Следующие — «Откуда такая нежность» (18 февраля 1916) и «Диалог Гамлета с совестью» (5 июня 1923) — остались с авторскими названиями. Стихотворение «Поэт и царь» (19 июля 1931) Шостакович разделил на два, сочинив №4, «Поэт и царь» и №5, «Нет, бил барабан». Стихотворение «Анне Ахматовой» (11 февраля 1915) завершило цикл. 27 декабря того же года в Малом зале Московской консерватории состоялась премьера произведения, определенного как «Шесть стихотворений для контральто и фортепиано, ор. 143» (Шостакович не любил определения «цикл» и никогда не давал его). Исполняла новое сочинение по просьбе автора ленинградская певица — меццо-сопрано Ирина Богачева, оставшаяся его лучшей исполнительницей. А буквально через несколько дней, в начале следующего, 1974 года, в любимом Доме творчества «Репино» был сделан вариант ор. 143а — для голоса и камерного оркестра.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Музыка

Один из любимых учеников и верных друзей Шостаковича композитор Юрий Левитин после премьеры сочинения писал: «От первой и до последней ноты автор держит публику в постоянном напряжении, силой своего таланта, могучей авторской волей ведя слушателей по неизведанным дорогам, лишь ему одному известным... В сюите шесть частей... и по содержанию и по форме довольно далеких друг от друга, но музыка объединяет их, производит впечатление необычайной цельности. Каждая часть начинается с яркой темы, которая потом развивается, видоизменяется, но все время присутствует, создавая напряжение и придавая законченность музыкальному образу. В первой — «Мои стихи» — это певучий, необыкновенно выразительный четырехтакт из неповторяющихся нот, в дальнейшем достигающий большой драматической силы. Во второй части таких тем две. Одна из них — повторяющаяся тихая фраза «Откуда такая нежность?». Третья часть — «Диалог Гамлета с совестью» — начинается и заканчивается скорбными аккордами хорального склада. Последующие разделы сюиты — «Поэт и царь» и «Нет, бил барабан...» — исполняются без перерыва, как бы дополняя друг друга... И, наконец, шестая часть — «Анне Ахматовой»; вдохновенное посвящение выдающейся русской поэтессе...»

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Бетховен. Фортепианные трио No. 5 и No. 6 Камерные и инструментальные
Оперетта Новикова «Левша» Оперетты и мюзиклы

рекомендуем

смотрите также

Реклама