Каприччио, каприс

Категории словаря

Каприччио, каприччо (итал. capriccio, букв. — каприз, прихоть; множеств. число — каприччи), также каприс (франц. caprice) — инструментальная пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле. Для множества каприччио типична причудливая смена эпизодов, настроений.

Первоначально в 16 в. К. называлась многоголосная вок. пьеса типа мадригала. В кон. 16 и нач. 17 вв. термин «каприччио» применяли по отношению к разл. рода полифонич. инстр. пьесам, гл. обр. имитационного склада, порой свободного построения, близким ричеркару, канцоне, фантазии, прелюдии и токкате. В 1618 М. Преториус определил К. как свободную, импровизируемую фантазию, не связанную с к.-л. предустановленной схемой развития тематич. материала. «12 каприччи» для органа Дж. Фрескобальди (1624) представляют собой блестящие полифонич. пьесы в виртуозном стиле; в своей ремарке автор требует от органиста «огня в исполнении». «Причудливое каприччо» для скрипки соло К. Фарина (1627) — это серия программно-изобразительных жанровых сценок в нар. духе, в к-рых использованы приёмы натуралистич. звукоподражания.

В нач. 18 в. И. С. Бах создаёт для клавира своё программное «Каприччо на отъезд возлюбленного брата». П. Локателли («Искусство скрипки», 1733), как и др. скрипачи 18 в., понимал К. по-иному — как импровизируемую каденцию, позволяющую исполнителю показать богатство своей муз. фантазии. К такой трактовке К. позднее склонялся и В. А. Моцарт. Француз А. Фюретьер, упоминая в 1690 в своём «Универсальном словаре» К., писал «о силе гения, свободе композиции, немного причудливой и беспорядочной». Увлечение инструментальными К., а также разл. рода «фантазиями» и всевозможными stravaganza, т. е. «необычностями», «своеобразностями», было в 17–18 вв. всеобщим. Композиторы того времени как бы подчёркивали, что им особенно близки творч. фантазия, озарение, внезапные находки, выдумки. Новое ощущение мира, природы, явившееся неожиданным для самих композиторов «открытием», отражено в самом названии «каприччио».

В нач. 19 в. Н. Паганини в своих «24 каприччи» для скрипки соло ор. 1 вдохнул в форму К. новое содержание, создав художеств. произведения, в к-рых полёт фантазии и «игра трудностями» сочетаются с богатством муз. мысли. В дальнейшем в скрипичной лит-ре К. приближается к этюду (Р. Крейцер, П. Роде и др.), скерцо. В клавирной и фп. музыке развитие жанра шло от программного «каприччо» Баха, скерцозных каприччи Гайдна и Бетховена к характерной фп. пьесе (К. М. Вебер, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, А. Дворжак). В орк. музыке 19 в. К., подобно фантазии и рапсодии, является пьесой с ярко выраженной нац. окраской муз. материала («Итальянское каприччио» Чайковского, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Арабское каприччио» Сен-Санса и др.).

И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Это, во-первых, одно и то же, во-вторых, — тут нечего лукавить, — означает каприз. Хотя это слово мы обычно произносим с негативным оттенком, ничего недостойного для музыкального искусства в нем нет. Наоборот, оно означает свободный, как природа, полет творческой мысли, сопоставление ярких красок и неожиданных светотеней, сочетание праздничной виртуозности и задумчивой меланхолии.

Жанр каприса весьма старый, это слово известно с XVI века. Но трудно представить, сколь неожиданным и «капризным» был его исторический путь. Первоначально каприсами называли многоголосные вокальные пьесы типа мадригалов. Это было в XVI веке, в XVII веке каприс уже связан не с вокальным мадригалом, а с инструментальными полифоническими пьесами типа ричеркара, прелюдии, канцоны, фантазии. В это-то время и сложилась основная особенность каприса — свободная форма.

Этот жанр был популярен и в XIX веке. По известным классическим произведениям можно заметить, что каприсами чаще назывались сольные виртуозные сочинения для одного инструмента, например скрипичные каприсы Н. Паганини. А каприччио (или каприччо) чаще называли оркестровые пьесы, нередко танцевального характера. Таковы «Итальянское каприччио» П. И. Чайковского, «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова, «Андалузское каприччио» К. Сен-Санса.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Переченье Теория музыки
Бандурист Национальные культуры

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Кастаньеты Национальные культуры
Хоральная обработка Теория музыки
Ля (нота) Теория музыки
Доля Теория музыки
Мембранофоны Музыкальные инструменты
Форшлаг Теория музыки
Казань музыкальная Национальные культуры
Австрийская музыка Национальные культуры
Румба Музыкальные жанры и формы
Скордатура Термины и понятия

Реклама