Каприччио, каприс

Категории словаря

или каприччо (итал. capriccio, букв. — каприз, прихоть; множеств. число — каприччи), также каприс (франц. caprice).

Инструментальная пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле. Для множества каприччио типична причудливая смена эпизодов, настроений.

Первоначально в 16 в. К. называлась многоголосная вок. пьеса типа мадригала. В кон. 16 и нач. 17 вв. термин "К." применяли по отношению к разл. рода полифонич. инстр. пьесам, гл. обр. имитационного склада, порой свободного построения, близким ричеркару, канцоне, фантазии, прелюдии и токкате. В 1618 М. Преториус определил К. как свободную, импровизируемую фантазию, не связанную с к.-л. предустановленной схемой развития тематич. материала. "12 каприччи" для органа Дж. Фрескобальди (1624) представляют собой блестящие полифонич. пьесы в виртуозном стиле; в своей ремарке автор требует от органиста "огня в исполнении". "Причудливое каприччо" для скрипки соло К. Фарина (1627) - это серия программно-изобразительных жанровых сценок в нар. духе, в к-рых использованы приёмы натуралистич. звукоподражания. В нач. 18 в. И. С. Бах создаёт для клавира своё программное "Каприччо на отъезд возлюбленного брата". П. Локателли ("Искусство скрипки", 1733), как и др. скрипачи 18 в., понимал К. по-иному - как импровизируемую каденцию, позволяющую исполнителю показать богатство своей муз. фантазии. К такой трактовке К. позднее склонялся и В. А. Моцарт. Француз А. Фюретьер, упоминая в 1690 в своём "Универсальном словаре" К., писал "о силе гения, свободе композиции, немного причудливой и беспорядочной". Увлечение инструментальными К., а также разл. рода "фантазиями" и всевозможными stravaganza, т. е. "необычностями", "своеобразностями", было в 17-18 вв. всеобщим. Композиторы того времени как бы подчёркивали, что им особенно близки творч. фантазия, озарение, внезапные находки, выдумки. Новое ощущение мира, природы, явившееся неожиданным для самих композиторов "открытием", отражено в самом названии "каприччо". В нач. 19 в. Н. Паганини в своих "24 каприччи" для скрипки соло ор. 1 вдохнул в форму К. новое содержание, создав художеств. произведения, в к-рых полёт фантазии и "игра трудностями" сочетаются с богатством муз. мысли. В дальнейшем в скрипичной лит-ре К. приближается к этюду (Р. Крейцер, П. Роде и др.), скерцо. В клавирной и фп. музыке развитие жанра шло от программного "каприччо" Баха, скерцозных каприччи Гайдна и Бетховена к характерной фп. пьесе (К. М. Вебер, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, А. Дворжак). В орк. музыке 19 в. К., подобно фантазии и рапсодии, является пьесой с ярко выраженной нац. окраской муз. материала ("Итальянское каприччио" Чайковского, "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, "Арабское каприччио" Сен-Санса и др.).

И. М. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

Казахский балет Балет и танец
Болгарский распев Церковная музыка

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Примадонна Опера, вокал, пение
Турецкая музыка Национальные культуры
Сербская музыка Национальные культуры
Балет Музыкальные жанры
Певчий дьяк Церковная музыка
Тальянка Музыкальные инструменты
Arabesque, арабеск Балет и танец
Чеченская и ингушская музыка Национальные культуры
Coda, кода в балете Балет и танец
Скоморохи Национальные культуры

Реклама