Гиджак

Категории словаря

Гиджак — струнный смычковый инструмент, бытующий у таджиков, узбеков, туркмен, каракалпаков (гыржак), уйгуров. По преданию, создан Ибн Синой и поэтом Хосровом. По конструкции аналогичен кеманче, распространённой в Азербайджане, Армении и Иране. Корпус Г. шаровидный, деревянный, склеенный из отд. сегментов или долблёный; иногда изготовляется из тыквы или кокосового ореха. Передняя открытая сторона корпуса затянута кожаной мембраной, выполняющей функции деки. Шейка круглая, более толстая вверху, скрепляется с корпусом металлич. стержнем, выступающим внизу в виде "ножки". В старинных Г. применялись 3 жильные или шёлковые струны, у современных Г. - 3, чаще 4 металлические. Строй квартовый, у современного Г. часто квинтовый. Звук скрипучий, глуховатый, характерного бубнящего тембра. В отличие от кеманчи, размеры инструмента (особенно корпуса) колеблются в пределах 700-900 мм.

При игре Г. держат в вертикальном положении, опирая "ножкой" о пол или колено. Звук извлекают коротким смычком со свободно подвешенной прядью конских волос, натяжение к-рой регулируется пальцами (в наст. время чаще применяется скрипичный смычок). Смычком водят в одной плоскости, поворачивая к нему инструмент соответств. струной (способ, противоположный исполнению на инструментах скрипичного семейства). Играют на Г. гл. обр. в первой, отчасти во второй и третьей позициях, обычно dйtachй и legato. На Г. исполняют песни и танцы, инстр. пьесы и отд. части из макомов. Г. применяется соло и в ансамблях с др. нар. инструментами. В профессиональную и отчасти народную музыкальную практику всё более внедряются усовершенствованный Г. и его разновидности (альт, бас, контрабас), сконструированные А. И. Петросянцем и С. Е. Диденко в 40-е гг. Их отличает шейка с плоским грифом, что позволяет использовать и более высокие позиции, строго определённая мензура, соответств. мензуре инструментов скрипичного семейства. Г. и его разновидности составляют ведущую группу узб. нар. оркестра. В муз. уч. заведениях Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Каракалпакии существуют классы игры на Г.

Литература: Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933, гл. 3; Вызго Т., Петросянц А,, Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962, гл. 1.

К. А. Вертков

реклама

вам может быть интересно

Венгерская музыка Национальные культуры
Переменные функции Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Дублин Города
Ноктюрн Музыкальные жанры
Распев Церковная музыка
Аргентинская музыка Национальные культуры
Жига Музыкальные жанры
Палеография музыкальная Термины и понятия
Канадская музыка Национальные культуры
Албанская музыка Национальные культуры
Кекуок (кэйкуок) Музыкальные жанры

Реклама