Ренасимьенто (испан. renacimiento — возрождение) — движение за национальное возрождение в Испании в конце 19 — начале 20 вв. Ренасимьенто охватило различные стороны культурной, политической и экономической жизни. В обстановке культурного застоя и экономического спада (вызван поражением Испании в войне с США, 1898) представители Ренасимьенто, т.н. поколение 98-го года (писатели, музыканты и др.), стремились к созданию национальной самобытной культуры.
Выразителем идеалов этого движения в испанской музыке стал Ф. Педрель. Музыковед, композитор и фольклорист, Педрель в 1891 опубликовал манифест «За нашу музыку» («Роr nuestra musica»), в к-ром утверждал эстетич. позиции Р. Он пропагандировал эти принципы в музыковедч. работах и осуществлял творчески (оперная трилогия «Пиренеи» и др.).
Эстетич. принципы Педреля реализовал И. Альбенис; его лучшие соч. — образцы подлинно нац. и в то же время самобытного стиля композитора. Воссоздавая в музыке характерные особенности разл. испан. областей и городов, Альбенис обращался к специфич. песенно-танц. жанрам, наиболее популярным среди жителей (в «Малаге» использован танец малагенья; в «Севилье» — севильяна и др.). Музыка Альбениса впитала своеобразие нар. музицирования, нар. вок.-речевые интонации, полиритмию (в фп. пьесах «Эль Поло» и «Триана»; обе из «Иберии»). Новизна его фактурных приёмов связана с воспроизведением на фп. звучания нар. инструментов — тамбурина, волынки, деревянных духовых и особенно гитары (приёмы: тремоло в сочетании с т.н. расгеадо — игрой аккордами, пунтеадо — отчётливое исполнение каждой ноты). Выражением нац. стиля является также фп. творчество Э. Гранадоса (фп. цикл «Испанские танцы», воссоздающий танц. жанры разл. областей Испании; особенно известен No 5, в основе к-рого — малагенья). Его фп. цикл «Гойески», основанный на нар. жанрах, связанных единством песни и танца (пьесы «Фанданго», «Маха и соловей»), — одно из высших достижений Р.; в вок. цикле «Тонадильи в старинном стиле» Гранадос возродил тонадилью. К видным деятелям Р. принадлежат X. Турина («Севильская симфония»; «Андалусийские сцены» для альта, фп. и струн. квартета, фп. пьесы «Праздник в Кордове» и «Гренадский пейзаж», отмеченные ярким нац. колоритом) и Б. П. Касас («Мурсийская сюита», основанная на нар. мелодиях Мурсии).
Крупнейший композитор Р. — М. де Фалья. Если даже в лучших произв. Альбениса («Иберия») и Гранадоса («Гойески») ощущается региональность (использование юж. испан. муз. фольклора), то в музыке де Фальи впервые воплощён испан. характер в его общенац. проявлении, полностью свободном от местной ограниченности. Творчество де Фальи поставило испан. композиторскую школу в один ряд с др. зап.-европ. школами и принесло испан. музыке мировое признание. Соч. де Фальи отличаются глубиной проникновения в мелос, тонким отражением ладово-ритмич. особенностей нар. музыки; в незаконченной оратории «Атлантида», синтезирующей муз. фольклор разл. областей страны, композитор стремился выразить общенац. испан. характер.
Эстетич. принципы Р. отразились и в исполнит. иск-ве; они проявились в нац. характере репертуара музыкантов всех специальностей, исполнявших наряду с классич. произв. новые соч. совр. им испан. композиторов, в т. ч. собств. музыку. Много гастролировал в качестве пианиста И. Альбенис, участник т.н. Испанского трио и Испанского квартета. Он был исключит. интерпретатором собств. соч.; одним из лучших исполнителей его «Иберии», а также др. соч. был пианист X. Малатс (ему Альбенис посв. пьесу «Эль Поло»). С собств. фп. произв. выступали Гранадос и де Фалья, к-рый для утверждения идей Р., пропаганды совр. ему испан. музыки создал в Мадриде в 1915 Нац. муз. об-во. В числе интерпретаторов произв. Гранадоса, де Фальи и др. — пианисты Р. Виньес и X. Нин-и-Кастельянос (автор «Иберийских танцев», «Испанской сюиты» для скрипки и фп., обр. испан. нар. песен), X. Турина — участник Мадридского фп. квинтета. Выдающийся виолончелист П. Касальс, выступавший в течение 75 лет и сделавший испан. исполнит. иск-во достоянием мировой муз. культуры, был организатором симф. оркестра (1920) и рабочего муз. об-ва (1924) в Барселоне.
Среди дирижёров, исполнявших совр. испан. (а также классич. рус) музыку, — Э. Ф. Арбос и Б. П. Касас, руководители мадридских симф. и филармонич. оркестров. На музыку Альбениса, Гранадоса и де Фальи ставила испан. танцы балетмейстер Архентина (наст. имя и фам. — Антония Мерсе), прославившая нац. хореографию. Возрождение иск-ва игры на классич. (испан.) гитаре связано с деятельностью Ф. Тарреги — композиторской (соч. для гитары «Воспоминание об Аламбре», «Мавританский танец», вариации на тему хоты и др.), исполнительской и педагогической (учитель выдающихся гитаристов — М. Льобета, Э. Пухоля), а также Р. Сайнса-де ла Маса. В эпоху Р. гитара получила мировое признание в качестве солирующего инструмента благодаря деятельности А. Сеговии, с иск-вом к-рого связан расцвет гитарного исполнительства. Он расширил выразит. и технич. возможности гитары, ввёл в репертуар гитариста классич. и совр. муз., в т. ч. посвященные ему оригинальные произв. крупнейших композиторов Испании и др. стран. Вслед за Педрелем в эпоху Р. выдвинулась плеяда музыковедов, внёсших значит. вклад в утверждение нац. иск-ва, в т. ч. Ф. Ольмеда, Р. Митхана, Х. Субира, А. Саласар.
Литература: Кузнецов К., Из истории испанской музыки. Этюд 5, «Музыка», 1937, 26 дек.; Оссовский А., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн.: Избранные статьи, воспоминания, Л., 1961; Mitjana у Gordуn R., La mьsica contemporanea en Espaсa y Felipe Pedrell, Madrid — Malaga, 1901; Pedrell F., Musicos contemporaneos y de otros tiempos, P., 1910; Trend J. В., Manuel de Falla and Spanish music, L., 1935; Chase G., The music of Spain, N. Y., 1941. См. также лит. при статьях Испанская музыка, Педрель Ф., Альбенис И. М. Ф., Гранадос Э., Фалья М., Ольмеда де Сан-Хосе Ф.
А. М. Вайсборд
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.