Хоакин Турина

Дата рождения
09.12.1882
Дата смерти
14.01.1949
Профессия
Страна
Испания
Хоакин Турина

Турина, Хоакин (исп. Joaquín Turina Pérez; 9 XII 1882, Севилья — 14 I 1949, Мадрид) — испанский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный теоретик и критик.

С 15 лет изучал гармонию и контрапункт под рук. капельмейстера Э. Г. Торреса в Севилье. В 1900–03 учился у Х. Траго (фортепиано) в Мадриде, с 1905 совершенствовался в Париже у М. Мошковского (фортепиано) и В. д’Энди (композиция) в «Схола канторум». С 1906 выступал как пианист, сочинял музыку.

На раннее творчество Турины оказали влияние С. Франк, К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка и особенно И. Альбенис, который поставил перед Туриной задачу создания испанской национальной музыки. В 1914 Турина возвратился в Мадрид, где работал до конца жизни: концертировал, писал музыкально-критические статьи, был одним из создателей и пианистом «Мадридского квинтета», дирижёром спектаклей «Русского балета С. П. Дягилева» в Испании.

Турина содействовал развитию музыкального образования в стране, был профессором Мадридской консерватории (с 1931) и генеральным музыкальным комиссаром Министерства высшего образования (1941).

Турина — яркий представитель новой испанской музыкальной школы, продолжатель традиций Ренасимьенто. В его обширном творческом наследии преобладает инструментальная музыка, главным образом программная (сцены, картины и образы, взятые из испанской народной жизни).

Наиболее известны симфоническая поэма «Шествие, посвящённое окроплению святой водой», 3-частная «Севильская симфония», фортепианные пьесы. Музыка Турины ярко национальна; в своих сочинениях использовал ритмо-интонационные и ладовые особенности андалусского фольклора, а также приёмы народного музицирования, в частности народные манеры игры на гитаре.

Для стиля Турины типичны острая, часто танцевальная ритмика, полиритмия, ладовое многообразие, терпкая красочная гармония, элементы политональности, свобода мелодического развёртывания, частые контрастные сопоставления. Его сочинениям свойственна конструктивная стройность.

Сочинения:

оперы — Марго (музыкальная комедия, 1914, Мадрид), Сад Востока (Jardin de Oriente, 1923, Мадрид); для оркестра — симфонические поэмы «Шествие, посвящённое окроплению святой водой» (La procesiуn del Rocio, 1913), «Рождественское евангелие» (Evangelio de Navidad, 1915), Фантастические танцы (Danzas fantasticas, 1920), Севильская симфония (Sinfonia Sevillana, 1920), хореографическая фантазия «Ритмы» (Ritmos, 1928); симфоническая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931); камерно-инструментальные ансамбли — сонаты для скрипки и фортепиано (1929; 2-я — Испанская, 1934), Классические вариации для скрипки и фортепиано, струнное трио (1926), фортепианное трио (1933, 1942), фантазия Круг (Circulo, для фортепианного трио, 1936), струнный квартет (1911), фортепианный квартет (1931), Андалусская сцена (Escena Andaluza, для фортепиано и струн. квартета, 1912), Молитва тореро (La oraciуn del torero, для струн. квартета, включающего лютню, 1925), Серенада для струн. квартета (1935), фортепианный квинтет (1907); для фортепиано — сюиты: Севилья (Sevilla suite pintoresca, 1909), Уголки Севильи (Rincones sevillanos, 1911), Сады Андалусии (Jardines de Andalucia, 1924), Мальорка (1928), юмористич. сюита Радио Мадрида (Radio Madrid, 1931), 3 андалусских танца (Tres danzas andaluzas, 1912), циклы: Испанские женщины (Mujeres espacolas, 2 серии, 1917, 1932), Испанские сказки (Cuentos de Espaca, 2 серии по 7 пьес, 1918, 1928), Танцы на народные испанские темы (Dos danzas sobre temas populаres espacoles, 1927), Цыганские танцы (Danzas gitanas, 2 цикла, 1930, 5 пьес; 1934), Силуэты (Siluetas, 1932) и др.; пьесы для органа и для гитары; цикл для голоса с оркестром «Песни Севильи» (Canto a Sevilla, 1925); песни и песенные циклы для голоса с фортепиано; музыка к спектаклям драматического театра, в т. ч. к пьесам «Рождество» («Navidad», 1916), «Кающаяся грешница» («La adultеra pеnitente», 1917).

Литературные сочинения: Enciclopedia abreviada de musica, v. 2, Madrid, 1917; Tratado de composicion musical, v. 1, Madrid, 1947.

Литература: Оссовский A., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн.: Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 285–87; Берберов Р., Вступ. ст., в сб.: Турина X., Пьесы для фортепиано, вып. 1, М., 1968; Фалья М. де, Предисл. к «Краткой музыкальной энциклопедии» Хоакина Турины, в сб.: М. де Фалья. Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971; Salazar A., La musica contemporanea en Espaсa, Madrid, 1930; Sopeсa P., Joaquin Turina, Madrid, 1943, 1956 (расшир. изд.); его же, Historia delа musica espaсola contemporanea, Madrid, 1958; Dean W., Joaquin Turina, «The Chesterian», 1949; Livermore A., A short history of Spanish music, L., 1972, p. 199–202.

Е. Ф. Бронфин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Шарль Луи Дидло Танцовщики

Словарные статьи

Ренасимьенто 12.01.2011 в 12:04

рекомендуем

смотрите также

Реклама