Владимир Иванович Касторский

Дата рождения
14.03.1870
Дата смерти
02.07.1948
Профессия
Тип голоса
бас
Страна
Россия, СССР
Владимир Иванович Касторский

Касторский Владимир Иванович (2 (14) III 1871, с. Большие Соли, ныне Некрасовское Ярославской обл. — 2 VII 1948, Ленинград) — русский советский певец (бас). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939).

В детстве пел в церковном хоре. Брал уроки у А. Котоньи. С 1892 участвовал в концертах. В 1894 дебютировал в оперной труппе Шампаньера, выступавшей в различных городах России. Первые партии — Сват («Русалка»), Гудал («Демон»), Мефистофель, Гремин. С 1898 солист Мариинского театра (с 1924 — Ленинградского театра оперы и балета). Партии: Руслан, Сусанин, Мельник, Пимен, Досифей, Нилаканта; Марсель («Гугеноты»).

Касторский был одним из лучших исполнителей партий в операх Р. Вагнера: Вотан («Кольцо нибелунга»), Хаген («Гибель богов»), король Марк («Тристан и Изольда»). Полнозвучный, мягкий и тёплый по тембру голос Касторского отличался необычайной певучестью и в то же время подвижностью. Его исполнение было отмечено тонкостью музыкальной фразировки, благородством артистической манеры.

В 1907–1908 Касторский принял участие в «Русских сезонах», организованных С. П. Дягилевым за границей. В 1907 создал вокальный квартет, пропагандировавший русские народные песни; гастролировал с ним в России и за рубежом (Париж, Лондон).

Мастерски владея своим голосом, Касторский сохранил на долгие годы превосходную вокальную и сценическую форму. Пел на оперной сцене около 45 лет, до конца жизни выступал на радио и в концертах. Вёл педагогическую работу. Руководил кружками музыкальной самодеятельности.

Литература: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890–1910, Л.-М., 1940.

В. И. Зарубин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Среди любителей музыки порой бытует мнение, что мировая слава русского вокального искусства базировалась в первой четверти нашего века лишь на триумфальных успехах Фёдора Шаляпина, Антонины Неждановой, Леонида Собинова. Это явное заблуждение. Конечно, названные корифеи несли на своих плечах бремя лидеров. Однако рядом с ними шла целая когорта первоклассных мастеров, имена которых были хорошо известны и за пределами России.

Такому признанию отечественной школы пения во многом способствовали «Русские сезоны», организованные С. П. Дягилевым в Париже и Лондоне. Еще в 1907 году своеобразной прелюдией к таким фестивалям (если воспользоваться современной терминологией) стали «Пять концертов русской музыки» в столице Франции. В 1908 году Париж вновь принимал русских артистов. Среди них был и Владимир Иванович Касторский. Тогда же на Западе его узнали и как оригинального концертного певца. Вместе с М. Чупрынниковым и братьями Кедровыми он образовал вокальный квартет, выступивший страстным пропагандистом русской народной песни. Это еще более укрепило авторитет талантливого артиста.

К этому времени Касторский был уже хорошо известен на родине. Ведь его карьера началась в 1892 году. Систематического музыкального образования он вроде бы не получил. Зато отличной школой для него был церковный хор, где он пел в детстве. А потом брал уроки у Антонио Котоньи. Этот знаменитый певец долгое время выступал на сцене Итальянской оперы в Петербурге, а в 1894–1898 годах преподавал в Петербургской консерватории. Занятия продолжались недолго, но принесли хорошие плоды. Проходя «вокальные университеты», молодой Касторский начал концертную деятельность, а в 1894 году стал участником оперной труппы Шампаньера. В ее составе он немало поездил по России, именно тогда закладывался репертуарный фундамент. Он пел Свата в «Русалке» Даргомыжского, Гудала в «Демоне» Рубинштейна, Гремина в «Евгении Онегине» Чайковского, наконец, Мефистофеля в «Фаусте» Гуно.

В 1898 году Владимир Касторский связал свою судьбу с Мариинским театром и около сорока пяти лет пел на этой прославленной сцене. Поначалу он терпеливо исполнял второстепенные роли — Моралеса в «Кармен», Зарецкого в «Евгении Онегине», Распорядителя в «Пиковой даме». Но в конце концов его очевидный талант обратил на себя внимание, и тогда ему стали доверять центральные партии.

А теперь предоставим слово современнику певца, известному искусствоведу и театральному критику Эдуарду Александровичу Старку: «Касторский необычайно способен к широкой кантилене. Здесь его голос звучит, как самая лучшая виолончель в руках большого виртуоза. Правда, по силе звука голос его ничем не выделяется. Можно даже сказать, что это вообще не очень большой голос, и ему случалось теряться в волнах густой оркестровки, как у Вагнера. Но он обработан превосходно, полно звучит во всех регистрах, чрезвычайно легок, подвижен, гибок и наделен красивейшим мягким тембром. Кантилена для него первое дело. Здесь Касторский как у себя дома. Чем шире мелодия, чем она плавнее, тем красивее и обаятельнее его пение. Для передачи лирических моментов басовых партий трудно было в свое время представить себе лучшего исполнителя, тем более что Касторский обладает способностью тонко вникать в самое глубокое чувство, в самые интимные оттенки человеческого переживания, выражаемые музыкой, и чем выше эта музыка, чем ярче ее собственные краски, рисующие чувство, тем выразительнее передача Касторского.

Мариинский театр тогда, в конце XIX века и начале века XX, имел в лице Касторского по басовой линии одного из лучших своих артистов, а в известном отношении даже и лучшего. Ибо если фундаментальные басы Корякин, Серебряков и Антоновский в особенности превосходили Касторского мощностью своих голосов, яркой динамикой звучания, имевшей в соответствующих местах свое оправдание, зато никто из них не мог соперничать с Касторским в выразительности музыкальной фразы, выразительности не приблизительной, а самой точной, в способности уловить наиболее сокровенное в музыкальной мысли и передать это с музыкальностью самой совершенной. И никто из них не обладал даром передачи в басовом регистре нежнейших оттенков музыкального лиризма. В полной мере это удалось только Касторскому. Он — лирический бас, как бывают лирические тенора».

Все эти качества большого мастера позволили Касторскому создать на сцене Мариинского — Кировского театра замечательные образы в классических операх русского и зарубежного репертуара. С подкупающей лиричностью, а порой и драматизмом исполнял он партию Руслана, с особой выразительностью звучали у него мелодии Глинки (Сусанин), Даргомыжского (Мельник), Мусоргского (Пимен, Досифей). Одно из его выдающихся достижений партия Нилаканты в опере «Лакме» Делиба. Ему была подвластна патетика вагнеровских шедевров, он участвовал в постановках «Лоэнгрина», «Тангейзера», «Золота Рейна», «Валькирии», «Зигфрида», «Тристана и Изольды», «Гибели богов». Так что лиризм сочетался у Владимира Касторского с героическим размахом. Это был артист широких возможностей, вписавший яркую страницу в историю отечественного музыкального театра.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: «В мире музыки», 1991 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама